Я был в Крыму...
28.04.2017 Без рубрики комментарии (0) просмотры 441

14933983651Многие мои знакомые прошлым летом потянулись в Крым. Уж не знаю, чем это стремление объяснить: то ли подъёмом патриотизма, то ли падением курса рубля, в любом случае, это заслуга правительства.

Потянулся в Тавриду и я. Вместе с молодой интеллигенцией, крепкими мужиками и бальзаковскими дамами в самолёте, кажется, сидел весь срез нашего общества. Мой визит в Крым, после 2014 года, был уже не первым, на этот раз самолёт не «Боинг» и не «Аэрбас», а наш родной ТУ-204. Не будучи особенно искушённым пассажиром, никакой разницы между «тушкой» и иномарками я не заметил ни по степени комфорта, ни по лётным качествам. Но лететь на российском самолете в российский Крым было вдвойне приятнее. Подкачало только название компании — «Ред Вингс». Ох, уж эта наша застарелая любовь к иностранным словам...

С тех пор, как полуостров Крым, вопреки законам географии, стал островом, добраться туда можно только по воде или по воздуху. Если вы энергичны, полны сил, а, главное, терпения, то можно рассмотреть маршрут через Керченскую переправу. Если вы такими качествами не обладаете: добро пожаловать на борт самолёта — третьего пока не дано.

Забегая вперёд, скажу, что в Севастополе железнодорожный вокзал, практически, закрыт за ненадобностью, что, конечно, очень грустно. У меня все детские воспоминания были связаны с этим вокзалом. После долгого трёхдневного пути поезд, наконец, въезжает в первый туннель, среди белого дня наступает ночь — и так шесть раз. Это значит, что скоро конец пути и тебя встретит прекрасный белокаменный город. Ныне же вокзал из оживлённого некогда места превратился в место прогулок молодых мам с колясками, железнодорожные пути потихоньку зарастают травой. И как ни печально, но это сегодняшняя действительность. Понимаю, чем она вызвана, но всё равно грустно,

И так, Крым. Точнее — Севастополь, глазами обывателя, без претензий на глубокие социальные исследования и далеко идущие прогнозы, без пафоса и эйфории. Как-то наш Президент сказал, что самые глубокие разочарования случаются от несбывшихся ожиданий, в чём я с ним совершенно согласен. Насколько сбылись ожидания людей, которые весной 2014 года сделали свой выбор в пользу русской идентичности, чем сегодня живут крымчане и севастопольцы и, главное, нет ли вопроса — за что боролись?

Где лучше всего можно узнать мнения людей, не прибегая к социальным опросам? Самый простой способ, это сесть в общественный транспорт и послушать разговоры, что я и не преминул сделать. Начнём, пожалуй, с дорожных указателей, баннеров и различных вывесок. Надписи на украинской мове мне встречались гораздо меньше, чем годом ранее, только однажды на бензоколонке было написано «ДП». Я долго не мог понять, что означает эта аббревиатура, потом сообразил, что ДП — это дизельное палево.

И уж если речь зашла о топливе, то цены здесь на 92-й бензин в среднем на пять рублей выше, чем на материке. Ну а, как известно, энергоносители находятся в начале цепочки ценообразования, потому и остальные продукты, и товары стоят раза в полтора, а то и в два дороже, чем в родных пенатах. Цены на жильё вообще столичные, так что — Крым один из самых дорогих регионов России, если не самый дорогой. И вряд ли это обстоятельство радует местное население, особенно самую не защищенную его часть, я говорю про пенсионеров. Но как ни странно, именно люди пожилые не испытывают ностальгии по украинскому прошлому (почерпнуто мною из общественного транспорта). И когда вдруг вспыхивают разговоры о некомфортной нынешней жизни, то в ход идёт железобетонный аргумент: «А вы что хотите, чтобы было, как в Донбассе!» (Вопросительный знак даже не ставлю). Возразить тут нечего, но всё же сравнивать надо не с Донбассом, а с другими регионами страны, если мы одна страна. А мы одна страна, в этом нет никакого сомнения. Вот об этом должно думать наше руководство, а все отговорки про сложности переходного периода уже пора оставить. Потому как такие вещи, как патриотизм, нельзя использовать бесконечно долго. Любого человека не в последнюю очередь волнует вопрос: что у него в кармане, что в магазине, что с работой, а у детей с детским садом и школой.

Если говорить о магазинах, то в супермаркетах довольно пусто, это тоже тревожный признак, речь не о товарах, а о покупателях. Товары есть и, что приятно удивило, на прилавках знакомые пивные российские бренды. А вот что неприятно удивило, так это отсутствие основных российских банков. В частности, Сбербанк в Крыму не работает, и сдаётся мне, что не в последнюю очередь это связано с боязнью санкций. Зато появился ранее неведомый банк РНКБ, у него уже солидная сеть банкоматов и офисов, и пока крупные финансовые игроки присматриваются, РНКБ уже получает прибыль.

На рынках народа побольше, но, судя по всему, основная часть — это туристический люд. Собственно туризм — одна из основных статей дохода местного бюджета, и пусть тот первым бросит в меня камень, кто скажет, что туристический сезон в Крыму сорвался. Что пляжи пусты, а гостиницы не заполнены, о чём так любят говорить наши украинские небратья. На пляже к морю не подойти, не наступив на коричневые тела отдыхающих, их здесь в изобилии и, что особенно радует, очень много детей.

Много раз слышал, что в Крыму плохие дороги. На мой взгляд, так говорят те, кто редко выезжал за пределы МКАДа. И если сравнивать здешние дороги с российской глубинкой, то сравнение не в пользу последней. Дороги в Крыму делают, это видно невооружённым взглядом, но вот о соблюдении ПДД водителями — говорить не приходится. Ездят здесь довольно лихо, сплошная разметка для многих не является преградой, а, ступив на пешеходный переход, совсем не значит, что тебя пропустят автомобилисты. При мне одного такого неосторожного пешехода увезли на скорой помощи, дай Бог ему здоровья. Хотя сейчас в Крыму много пришлых автомобилистов из восточных регионов Украины, их здесь называют «ананасами» по первым буквам на номере. Говорят, что это их привычная манера вождения. Создалось впечатление, что эту категорию в Севастополе не сильно любят, действительно, на беженцев эти люди на «мерседесах» и «лексусах» мало похожи. А обида связана с тем, что многие севастопольцы уехали в Донбасс и не на отдых, а местное население предпочло отдых на море. Но если раньше автомобиль с включёнными фарами был редкостью, то на этот раз фары включены почти у всех, порядок начинается с малого.

А вот ещё один «подслушанный» в кафе разговор. За соседним столиком сидела милая дама средних лет с двумя спутниками: визави, похоже, были приезжими, а дама из местных предпринимателей. Речь шла о бизнесе в новых российских реалиях. Оказывается, далеко не все деловые люди сумели преодолеть новую бюрократическую машину, пришлось закрыться даже тем, кто был в плюсе. А вот фраза, запомнившаяся мне дословно: «Москвичи считают нас дебилами!». Мне захотелось вклиниться в разговор и утешить бизнес-вуман: дебилами они считают не только вас, есть у некоторой категории москвичей что-то от богоизбранности.

Так что, не всё просто, не всё гладко в российском Крыму, да и было бы наивно полагать, что за столь короткий срок можно решить годами копившиеся проблемы. Главное, нет уныния, нет скучных лиц, люди живут, работают, а всевозможные санкции делают их только крепче и, если хотите, злее. Ведь, чем больше пресс, тем больше кристаллизация (вспомните, как получают искусственные алмазы из обычного графита). Политика Киева по «возвращению» Крыма довольно любопытна, сначала энергичные хлопцы в вышиванках дружно скандируют — чемодан, вокзал, Россия! Потом вдруг удивляются, что крымчане так и поступили: ушли в Россию, прихватив с собой чемодан, правда, чемодан оказался не из маленьких. Тогда, очевидно от большой заботы, они отключают Крыму воду, электричество, устраивают продовольственную блокаду и при этом ждут возвращения блудного сына, типа «сам придёшь». Не придёт, оставьте надежду. Наш Крым, наш!

Геннадий Образцов

Комментарии к статье Я был в Крыму...

    Добавить комментарий

^ Наверх