Страницы истории храмов и часовен Чернёвской волости
02.12.2016 Без рубрики комментарии (1) просмотры 562

14806576404 14806576415Православные храмы и часовни в русских городах и сёлах навсегда стали безмолвными свидетелями истории России.

В период работы над историей церкви Введения Богородицы в деревне Новые Дубяги юными краеведами Чернёвской средней школы было попутно обнаружено много интересной информации об объектах христианского культа в населённых пунктах на территории современной Чернёвской волости. Предметом исследования стала история храмов и часовен Чернёвской волости в период с XVI по XXI в.в.

На основании полученных данных, молодым исследователям удалось обобщить и систематизировать материал о храмах и часовнях на территории поселения «Чернёвская волость» с XVI века по настоящее время.

Перед краеведами-исследователями были поставлены следующие задачи:

1. Изучение литературы по данной теме; 2. Составление подробной и достоверной карты-схемы объектов христианского культа на территории Чернёвской волости; 3. Создание интерактивной карты-презентации в программе PowerPoint. Для решения данных задач учащимся довелось вести научный поиск, работать с интернет-источниками, а также — с архивными материалами и литературой по истории Гдовского района. Немало ценной информации было получено методом опроса в беседах с местными жителями. Гдовский уезд в XV-XVI в.в. входил в состав Шелонской пятины Залесской половины Новгородской земли. Чтобы выяснить, какие церкви и часовни существовали в то время на территории современной Чернёвской волости, исследователи обратились к Новгородским писцовым книгам — наиболее подробным реестрам населённых пунктов и их жителей-налогоплательщиков того времени. Описание этих исторических источников представлено в трудах К.А. Неволина и А.М. Андрияшева. Так как с 1781 года Гдовский уезд входит в состав Санкт-Петербургской губернии, сведения о деревнях и сёлах уезда были получены из «Описания Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам», «Списков населённых мест Российской империи», где представлены списки селений Гдовского уезда, а также содержится информация о том, кому они принадлежали и где были церкви, часовни, монастыри, благотворительные частные заведения, фабрики и заводы.

О поселении Чернёвская волость

Муниципальное образование «Чернёвская волость» наделяется статусом «сельское поселение» с административным центром — село Чернёво.

В состав муниципального образования «Чернёвская волость», образованного в 2006 году, включены 29 деревень: Апалево, Афаносово, Большое Озерево, Большое Скородно, Боровня, Верховье-1, Верховье-2, Гнилище, Гнильск, Голышкино, Горончарово, Ереховы Дубяги, Заклинье, Залюбовье, Заозерье, Иголдино, Княщинка, Малое Озерево, Малое Скородно, Новые Дубяги, Озерцы, Прибуж, Слудка, Степанско, Тупицыно, Чернёво, Шипилино, Яктушино, Ямно, а также село Чернёво.

Храмы и часовни Чернёвской волости Гдовского района: современность

Согласно кадастру достопримечательных мест Псковской области на территории нашей волости сохранились три культовых объекта — Спасо-Преображенский храм в деревне Прибуж, церковь Введения Богородицы в деревне Новые Дубяги и Покровская часовня в деревне Боровня.

Приход Дубяги

В Новгородских писцовых книгах содержится два отрывка с описанием Прибужского погоста от 1581 и 1584 годов.

Согласно этим описаниям в XVI веке в Прибужском погосте было два храма: церковь Введения Богородицы (сельцо Дубяги) и церковь Рождества Богородицы тоже в сельце Дубяги.

Интересен тот факт, что в Прибужском погосте было три населённых пункта с названием Дубяги. При сопоставлении карты Прибужского погоста Шелонской пятины с современной картой Гдовского района удалось выяснить, что Дубяги с церковью Введения — это ныне село Новые Дубяги, Дубяги, расположенные рядом с первыми, в котором упоминается церковь Рождества Богородицы, ничто иное, как деревня Ереховы Дубяги, и у устья реки — деревня Некрытые Дубяги. Следует отметить, что культовый объект в деревне Ереховы Дубяги далее упоминается только в «Списках населённых мест Российской империи» 1864 года и уже значится как часовня. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» поясняется, что ранее здесь была церковь Рождества Богородицы. У дьякона Андрея (Осипова) имеется фотография остатков фундамента часовни. Дьякон Андрей узнал о местонахождении этого храма от старожилов деревни. 20 июня 2016 года к месту часовни в Ереховых Дубягах был совершён крестный ход и установлен памятный крест. Церковь Введения Богородицы в деревне Дубяги упоминается в нескольких источниках. Наиболее подробно история этой церкви представлена в статьях дьякона Андрея (Осипова), подготовленных на основании архивных документов Древлехранилища Псковского музея-заповедника, с которыми работала его мать Людмила Борисовна Осипова. До 20-х годов XX века старая деревянная церковь Введения находилась напротив вновь выстроенной каменной, освящённой в 1898 году. Из исторических документов известно о том, что 19 сентября 1910 года (по ст. стилю) прихожане вынесли приговор: «…старую деревянную церковь оставить на прежнем месте и произвести ремонт». Однако комиссия, во главе с благочинным, осмотрев ветхую церковь, постановила, что нуждается она не в ремонте, а в восстановлении, что потребует намного больше денег, чем просит приход. По преданиям, старую деревянную церковь перевезли в тридцатых годах в деревню Блянск, где использовали её как скотник. За что, как говорили старики, во время войны деревня Блянск была сожжена карателями. 2 августа 2015 года на месте старой деревянной церкви в праздник Св. пророка Илии был установлен поклонный крест. При описании прихода церкви Введения в деревне Дубяги упоминаются следующие часовни: в Волочно — Покрова и Георгия, в Жеребятино — Св. Троицы, в деревне Надозерье — Св. Николаю (ныне эти деревни относятся к Полновской волости) и в деревне Блянско — Св. Дмитрию, а также Покровская часовня в деревне Верховье, в бывшем имении помещика Дедюлина, которую построил крестьянин Иван Фёдоров. Покровская часовня была обновлена и освящена в 1882 году. В Новгородских писцовых книгах церковь Спасо-Преображения Прибужского прихода упоминается с 1600 года. Более подробные сведения об этом храме содержатся в записках крестьянина села Выскатка Ефима Андреева. В данных записках, составленных в 1865 году и опубликованных в «Историко-статистических сведениях по Санкт-Петербургской епархии» в 1885 году, говорилось следующее: «Близ Прибужа, в одной версте, была в 18 столетии, ещё другая, домовая, ц. св. Троицы, с приделом преп. Стефана Савваита, построенная помещиком Хвостовым. Она, по перенесении мызы в Чернёво, тоже близ Прибужа, уничтожена. Иконы её, хорошей живописи, находятся в Прибужской церкви». При описании церкви Прибужского погоста в другом источнике уточняется, что Троицкая церковь помещика Ивана Хвостова на месте нынешней колокольни сгорела в 1821 году. Среди деревень, причисленных к Прибужского погосту, упоминается пустошь Бакло, на которой стояла церковь и было кладбище. Такого населённого пункта или названия какой-либо местности на территории Чернёвской волости нет. Однако, на карте погостов Шелонской пятины есть такой населённый пункт, он находится к востоку от деревень Бор (совр. д. Боровня). Сопоставив карту погоста и сведения о той местности, исследователями был сделан вывод, точнее предположение, что небольшая местность, находящаяся к востоку от д. Боровня и сейчас являющаяся частью этой деревни, и есть та самая пустошь Бакло. Сейчас там находится всего пять домов, и они расположены как бы отдельно от самой деревни. На месте старой часовни рядом с этим местом стоит поклонный крест. К Прибужскому погосту причислена и ещё одна деревня — Задние Дубровы, где, по словам местных жителей, некогда была церковь. На территории современной Чернёвской волости населённого пункта с таким названием нет. Однако недалеко от д. Ямно есть местность, именуемая Дуброво (с ударением на второй слог). Однако, старожилы Чернёвской волости отрицают здесь существование церкви. Возможно, имеет место неточность, ведь неподалёку от села Чернёва, за рекой Плюссой, есть деревня Дуброво (с ударением на первый слог). Там, действительно, была церковь и кладбище, на месте которых сохранился поклонный крест и одна неизвестная могила. Согласно «Спискам населённых мест Российской империи» среди объектов христианского культа упоминается часовня на мызе Ельменово. В составе современной Чернёвской волости населённого пункта с названием Ельменово нет. Однако, напротив деревни Малое Чернёво через реку Плюссу, на другой её стороне, расположено озеро Ельменовское. Вероятно, рядом с этим озером при реке Плюссе и находилась мыза Ельменово, принадлежавшая в XIX веке князю Н.И. Салтыкову. О часовне никто из местных жителей не знает. В работах об имении князя Салтыкова также не встретилось ни одного упоминания о часовне. При этом из этих же источников известно то, что пустоши Ельменово и Бакло являлись частью владений князя Салтыкова.

Деревня Заозерье Лосицкого погоста

Некоторые населённые пункты, входящие в состав современной Чернёвской волости, в XV-XVI веках относились не только к Прибужскому погосту. В работе А.М. Андрияшева есть упоминание о селе Заозерье у озера Ужово с церковью Святого Николая в составе Лосицкого погоста: «Сельцо Заозерье, а в нём храм Никола Чюдотворец... да попов двор пуст, да дияков двор и проскурницын пусты». Эта церковь давно утрачена: о ней, что удивительно, не упоминается ни в каких других более поздних источниках. По местной легенде, эта церковь, построенная на холме, на берегу озера, однажды провалилась.

Деревня Боровня Низовского прихода

Деревни Средняя Боровня, Малая Боровня и Конец Боровни в XIX веке были причислены к приходу церкви Святого Николая в Низах. При описании данного прихода упоминается часовня Покрова в деревне Средняя Боровня.

Как это нередко бывает, история храмов и часовен со временем обрастает преданиями и чудесными обретениями. О часовне Покрова местные жители вспоминают следующее: «В деревне Боровня была построена часовня в 1850 году. Представлялась в виде пасхи. Была примерно 3 на 3 (метра). Пользовались, когда человек уходил в мир иной. Разрушили в 1960 году. Часовню отправили на водогрейку. Была построена из брёвен. Но всё равно она в пользу не пошла. Часовня сгорела пламенным огнём. Нельзя было её трогать — перевозить на водогрейку!»

«В ней (часовне) ещё молоко принимали. Молоко принимала Ильвес Лорейда Александровна. У бабы Куши умерла дочка Ольга. Положили в часовню. А ночью она проснулась. Потом вышла из часовни и пошла домой. И стучится в дверь: «Открывай, не бойся меня!». Но через год всё равно она умерла» (со слов Нины Анатольевны Плешаковой, жительницы деревни Боровня). На одном из сайтов о памятниках культуры Псковской области в деревне Боровня значится не часовня, а церковь. Однако, местные жители говорят, что именно церкви там никогда не было. В Средней Боровне помнят о часовне XIX века, а в деревне Конец Боровни была часовня начала XX века. Фотография этой, более поздней часовни имеется в книге «История Гдова» местного краеведа Юрия Афанасьева. Таким образом, в ходе исследования было установлено: с XVI по XXI в.в. на территории Чернёвской волости существовало 6 церквей и 6 часовен. Но к началу XXI века утрачено 10 культовых объектов. И всё же духовная жизнь в волости не прерывалась даже в самые трудные времена «воинствующего атеизма». Не напрасно же считается, что русский человек крепок верой и силой духа…

По материалам работы «Храмы и часовни Чернёвской волости: история и современность» ученицы 10 класса Чернёвской средней школы Карины Захаровой (руководитель Ирина Афанасьева).

Комментарии к статье Страницы истории храмов и часовен Чернёвской волости
  1. Илья 03.02.2018 в 08:02
    Таких деревень полно по всей России, не нужны они ни кому кроме небольшой кучки людей.
  2. Добавить комментарий

^ Наверх