Об исторической памяти
27.10.2016 Без рубрики комментарии (2) просмотры 798
422453_660xpХудожественный фильм «28 панфиловцев» выйдет в российский прокат только 24 ноября, но уже сейчас в год 75-летия событий у разъезда Дубосеково о степени достоверности данной киноленты разгорелась нешуточная полемика. Дотошные искатели исторической точности утверждают, что 18 ноября 1941 года в том памятном бою на Волоколамском шоссе фашистам, рвавшимся к столице, противостояла группа бойцов 316-й стрелковой дивизии численностью равной не одному взводу, а как минимум — двум ротам. Казалось бы — какая разница, сколько наших бойцов-героев остановили армаду из двух десятков крестоносных бронированных крепостей, изрыгающих смертоносный огонь, — двадцать восемь необстрелянных красноармейцев или их было больше. Главное — врага они остановили! Ан нет же, ревнители «исторической истины» методично перемывают кости тем, кто им ответить уже не сможет по вполне уважительной причине — ввиду причисления их, погибших, к невосполнимым потерям! Ставя под сомнение данный конкретный факт, как и любой иной, такие «критики» боевого прошлого нашей Родины идут куда дальше! Кто-то из них на телеканале «Дождь» всерьёз задаётся вопросами: «А стоило ли оборонять блокированный Ленинград? Не стоило ли, избегая больших жертв, сдать колыбель революции цивилизованному врагу?» Кто-то ставит под сомнение подвиг партизанки Зои Космодемьянской, изображая её чуть ли не пироманкой — поджигательницей, потерявшей рассудок… Кто-то ставит под сомнение уже и целесообразность взятия рейхстага воинами Советской Армии, ведь к началу битвы за Берлин союзники-то были ближе к столице фашистского рейха, чем наши бойцы, и сопротивлялись фашисты на Восточном фронте куда ожесточённее, чем на Западном театре военных действий… И таких фактов «ревизии истории» можно было бы привести множество… Но возникают вполне резонные вопросы: «Зачем и почему это делается?» Для меня, историка по образованию, ответ на эти важнейшие мировоззренческие вопросы очевиден: многое нашими идеологическими оппонентами делается для того, чтобы принизить значение великой Победы СССР над фашизмом, вновь пройтись «чёрной краской» по героическим событиям военного прошлого нашей Родины. Чуть ли не с воплями радости поборники «исторической истины» являют миру факты о том, что 26 июня первым наземный «огненный таран» совершил не экипаж Николая Гастелло, но капитан Маслов, а подвиг Алексея Маресьева можно было бы назвать подвигом Михаила Баранова или Захара Сорокина. Они, так же как и А. Маресьев, летали в войну «на протезах»… Но ведь ещё древние говорили: «Армия сильна духом, а крепость духа её солдат подпитывается подвигами героев, о которых знают воины». Так есть ли смысл в спорах о том, была ли именно Зоя Космодемьянская самой бесстрашной из комсомолок Подмосковья. Или о том, руководили ли краснодонскими молодогвардейцами коммунисты, «вооружённые», кроме всего прочего, ещё и верным марксистско-ленинским учением? Их подвиги были — и точка! Просто надо принять, как давность, то, что многие подлинные подвиги советских людей, боровшихся с фашизмом за свою землю, за свою Родину, нашли своё отражение в книгах и газетных очерках. О подвиге Зои Космодемьянской мы прочитали очерк Петра Лидова, а о Лёне Голикове книгу Анатолия Вахова «Девять бесстрашных». О подвиге Алексея Маресьева мы узнали из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, а о массовом подвиге героев-молодогвардейцев из повести «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Узнав о подвигах героев, талантливые советские литераторы оказались в нужное время в нужном месте. Важно, что эти и многие другие герои Великой Отечественной войны стали символами борьбы советского народа с фашизмом. И Псковщина имеет свой славный героический пантеон. Когда мы говорим: «На борьбу с фашизмом поднялся весь народ от мала до велика: мужчины и женщины, дети и старики», для меня эта фраза имеет вполне конкретное олицетворение. Именно на Псковщине был образован первый в истории Партизанский край — обширная территория, которую контролировали партизаны в тылу врага, куда фашисты боялись сунуться. Именно из псковского Партизанского края в блокадный Ленинград через линию фронта был отправлен обоз с продовольствием, собранный партизанами в тылу врага. Это факт, нашедший своё отражение в книге Ивана Виноградова «Дорога через фронт». А то, что на борьбу с ненавистным врагом встали и стар и млад, для меня — не «фигура речи», но конкретный исторический факт. Судите сами: 16-летний Герой Советского Союза Лёня Голиков погиб в неравном бою у деревни Острая Лука в Дедовичском районе, а прозванный «великолукским Иваном Сусаниным» Матвей Кузьмин принял свой смертный час в 83-летнем возрасте. Кстати, о подвиге нашего земляка — самого пожилого Героя Советского Союза, в очерке «Последний день Матвея Кузьмина» написал всё тот же Борис Полевой. Матвей Кузьмин Лёне Голикову в прадеды бы годился! Были на нашей земле и свои молодогвардейцы — в Острове. А руководившей ими Клаве Назаровой в 1942 году на момент её ареста и расстрела едва исполнилось 22 года… Борьба с фашизмом стала делом всего советского народа, а не только тех, кто жил в прифронтовой зоне. Представить себе ситуацию, когда те, кто жил вдалеке от театра военных действий, могли бы устраниться от борьбы с врагом, невозможно. Те же герои-панфиловцы, оборонявшие Москву, призывались из Казахстана, который был в 2000 километрах от столицы, а Псков в 1944 году освобождали сибиряки из Кузбасской дивизии. Вдалеке от родного Казахстана ушла в бессмертие Маншук Маметова, погибшая за освобождение Невеля 15 октября 1943 года. Она стала первой женщиной-казашкой, удостоенной звания Героя Советского Союза. Ещё одна дочь казахского народа Алия Молдагулова ушла на фронт добровольцем и погибла в кровопролитных боях 14 января 1944 года у деревни Монаково Новосокольнического района. Символично, что представители ветеранов войны, их дети, внуки и правнуки из Казахстана ежегодно приезжают в Невель и Новосокольники, чтобы поклониться памяти героинь-землячек... И ни у кого из этих девушек или их однополчан не возникало мыслей о том, что лично их, живших в глубоком тылу, эта война не касается… Подвиг стрелка-автоматчика 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина Александра Матросова, который закрыл амбразуру вражеского дзота своим телом 27 февраля 1943 года (это точная дата подвига героя, прибывшего на фронт лишь 25 февраля — за два дня до гибели!) у деревни Чернушка Локнянского района, стал уже хрестоматийным примером. Об этом подвиге впервые 61 год назад в книге «Право на бессмертие» написал Анвер Бикчентаев. Известно, что аналогичные подвиги в годы войны совершили более 400 человек! Вот только приходится, к сожалению, нередко читать, что подвиг матросовцев не более, чем случайность из серии: «Бежали они в атаку, да поскользнувшись, на пулемёт упали»… Сдаётся мне, что окажись эти «исследователи» под вражеским огнём, бежали бы они не к амбразуре врага, а совсем в другую сторону… Символично, что даже в пропагандистских немецких источниках нет упоминания о подвигах немцев из лиц гражданского мирного населения, аналогичных тому, что совершили на псковской земле А. Матросов или Л. Голиков, К. Назарова или М. Кузьмин…Как, впрочем, нет у них или даже у наших экс-союзников по антигитлеровской коалиции географических названий вроде гдовской деревни Партизанская или совхоза «Победа»… Симптоматично, однако… …75 лет прошло с начала Великой Отечественной войны. 1418 дней и ночей советские люди боролись с сильным и немилосердным врагом и победили его. Итоги II Второй мировой войны, составной частью которой была Великая Отечественная война 1941-1945 г.г., были закреплены документами Потсдамской конференции, материалами Нюрнбергского процесса и Хельсинкскими соглашениями 1975 года. Нигде и никому не дано право пересматривать итоги этого исторического события. Иначе мы очень скоро убедимся в верности поговорки: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки»! Вот уж воистину: «Велика Россия, а отступать некуда!…» Игорь Сычёв
Комментарии к статье Об исторической памяти
  1. Тамара 04.11.2016 в 07:11
    Да, автор прав! Историю государства не переписать! Её нужно продолжать в поколениях, чтобы дети, внуки, правнуки ей гордились и верили. Может быть пафосно, но если мы не будем этого помнить и не передавать нашим внукам, правнукам, государства российского просто скоро не будет!!
  2. Тамара 04.11.2016 в 07:11
    Браво автору статьи! Полностью с ним согласна! Наши будущие поколения должны сохранить и передавать события, историю, не переписывая, как сейчас это модно, а иногда и выгодно, делать.
  3. Добавить комментарий

^ Наверх