Поэзия живописи
25.08.2016 Культура комментарии (0) просмотры 739

14721395062«Настоящий художник!» — уважительно говорят о поэте, писателе, музыканте, даже архитекторе, если созданное ими — настоящее произведение искусства. Впрочем, искусствовед из Санкт-Петербурга Римма Федотова на художественно-музыкальной встрече в Гдовском музее истории края рассказывала именно о мастерах живописи. За поэтическую и музыкальную составляющую отвечал актёр из Запорожья Жан Селезенев. Он «иллюстрировал» каждую картину песней на стихи русских поэтов.

Наша задача — сопоставить видение мира художником и поэтом. Условно говоря, это диалог мастеров слова и кисти, — сказал он и передал слово Римме.

Речь шла о русских художниках второй половины XIX века. Один из ярких представителей этой плеяды — Павел Федотов, человек большого таланта и трагической судьбы. «Смерть Фидельки». На этой картине вся челядь собралась вокруг своей барыни, выражая сочувствие по поводу смерти её любимой собаки. Рядом художник набрасывает на холсте очертания памятника животному. Разве не соотносится это с нашим временем, когда о домашних животных, зачастую, заботятся больше, чем о живущих рядом людях? Затем шёл разбор картины, где чиновник, выпятив грудь, не понимает, как он смешон в своей гордости наградой, полученной за выслугу лет. Ещё одна картина «Вдовушка» — молодая девушка в чёрном. Тут же, по ассоциации, последовали две песни в исполнении Жана: Александра Вертинского и Булата Окуджавы. Ещё две картины Павла Федотова заставили исполнителя вспомнить песню на стихи Олега Чухонцева.14721395051 В истории всё повторяется. Вот и кризис идей и смыслов конца прошлого, начала нынешнего века — почти зеркальное отражение таких же поисков в конце XIX, начале XX веков.

Один из признаков такого кризиса в искусстве — дробность, смешение разных стилей, что особенно заметно в архитектуре, — рассказывала Римма. — А один из символов преодоления этого — обращение к истории и, например, памятник тысячелетия России в Великом Новгороде.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», тут же подхватил тему Жан песней на известное стихотворение Александра Кушнера.

Во второй половине XIX века одним из основных направлений в искусстве становится критическое. В пример Римма привела картины Василия Перова. Заодно кратко напомнила историю создания Товарищества передвижных художественных выставок. Несмотря ни на что, продолжались и религиозные искания художников, — добавила она. — Пример — картина Ивана Крамского «Христос в пустыне». Широко, особенно у передвижников, представлена и жизнь деревни. В том числе у Николая Ге. Постепенно в сознании творцов занимал своё место и пролетариат. Здесь, на картине Александра Ярошенко, мы видим кузнеца, как олицетворение всего трудового народа.

Один из самых ярких и загадочных художников того времени — Василий Верещагин. Офицер, участвовавший во многих сражениях, он отразил в творчестве свой жизненный опыт. Знаменитое полотно, где изображена гора из черепов, он назвал «Апофеоз войны» и сопроводил предисловием: «Посвящается завоевателям всех племён и народов прошлого, настоящего и будущего».

Несмотря ни на какие потрясения, русских художников продолжала вдохновлять родная природа. Казалось бы, картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» известна всем, но и сейчас ею не перестают восхищаться. А Жана Селезенева она вдохновила на исполнение песни на стихи Ильи Эренбурга.

Иван Шишкин, Архип Куинджи, Исаак Левитан. Эти имена известны всем. Леса и поля, заливные луга и грозовое небо — всё нашло отражение на их полотнах. А вот о Фёдоре Васильеве знают немногие. Человек необычайного таланта, он умер в 23 года, но успел оставить нам, своим потомкам, немало картин.

Песни на стихи Арсения Тарковского и Иосифа Бродского в исполнении Жана и, в заключение, рассказ об исторической живописи. Тут, конечно, не обошлось без знаменитых картин Василия Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове» и «Боярыня Морозова». На «закуску» Римма оставила Илью Репина, чьи картины «Бурлаки на Волге» и «Не ждали» мы тоже знаем со школьной скамьи. Но Римма, подробно разбирая каждое полотно, выявила такие подробности, о которых собравшиеся на встречу гдовичи и не подозревали.

Последним музыкальным аккордом вечера стала песня Булата Окуджавы, посвящённая живописцам. Все расходились в ожидании следующей встречи.

Андрей Теддер

Комментарии к статье Поэзия живописи

    Добавить комментарий

^ Наверх