Он был на макушке планеты
31.03.2016 Без рубрики комментарии (0) просмотры 575

145944594018Деревня всё знает. Нет, не те, что за последние годы дачи себе в глубинке на природе напокупали. Они мало местной жизнью интересуются, отгородившись высоченными заборами. У них не спросишь. Я о тех, кто по-русски, с чувством соседства и плеча ближнего живут духом общины.

Узнал как-то от старожила деревни, что Анатолий Васильевич Лукин — сосед-односельчанин, странствовал на Севере и ходил на какие-то высокие широты, и, мол, даже на какой-то макушке «матросскую отплясывал»... Как не расспросить такого человека о жизни? И вот какую историю я теперь рад поведать дорогому читателю «Гдовской зари»...

В молодые годы Анатолий работал в колхозе, который в то время назывался «Волна», мотористом. Ему было тогда лет шестнадцать-семнадцать, но дело знал. Потому председатель Степан Павлович Лысенко зимой, когда моторист лодки больше без работы сидит, послал его на курсы механиков-машинистов. С «бумагой» и правами работать было куда сподручнее. Но молодого на месте разве удержишь?.. Он уехал, и местные потеряли его из виду. Говорили, что служит на Северном флоте, в Мурманске. Вернулся он уже пенсионером — ветераном-моряком сурового Северного, а чтобы не грешить документальностью, необходимо добавить — и Арктического флота.145944594019

Корни Анатолия Лукина в самолвовской земле. Здесь родился, здесь пережил годы войны и страшные бомбёжки немецких самолётов летом 1944 года. Гитлеровцы бомбили не только деревню, но и леса на берегу озера. Они полагали, что в них скапливаются войска для десанта на западный берег Чудского. Анатолий, тогда мальчуган, как и ещё пять его сверстников были оглушены близким взрывом бомбы и потеряли дар речи, которая, к счастью, позже восстановилась. Деревня горела, вся в руинах — такой он помнит войну. Наступили послевоенные годы. Мало вернулось с войны мужчин. Отец Анатолия был танкистом 123-й отдельной танковой бригады и защитником Ленинграда. Танк его вместе с экипажем сгорел на известной Невской Дубровке, где сегодня вместо мемориала роскошные дачи. Рано Анатолий пополнил ряды рыбаков. Любознательным парнишкой ловко справлялся с мотором. Было ему тогда лишь шестнадцать лет. Вспоминает, что успешно закончил в Пскове курсы, но документа не выдали, как несовершеннолетнему. Работал без него. «Вот и пришлось мне вторично идти на курсы, которые на сей раз проходили на острове Залита. В комиссии узнали меня и сказали, что аттестат мне выписан и ждёт моего восемнадцатого дня рождения», — вспоминает Лукин. После этих курсов юный самолвовец окончил ещё два серьёзных морских учебных заведения. Одно в Риге — это была мореходная школа. «При торжественном вручении аттестата меня поздравил известный писатель Вилис Лацис, который, видимо, был приглашён на церемонию выпуска...» Так ещё одним самолвовцем пополнилось торговое пароходство страны. Анатолия Лукина направили в Мурманское торговое пароходство. Вот почему он надолго пропал из родной деревни. Но именно об этих годах и службе на гражданском флоте настала пора рассказать.

Первым его кораблём было торговое комсомольско-молодёжное судно «Зоя Космодемьянская», носящее на борту имя московской героини-партизанки. Уже эта приписка говорит нам, почему именно Вилис Лацис поздравил Анатолия и почему он был направлен на первое в те годы в Северном флоте молодёжное судно. Здесь он был выбран секретарём комсомольской организации. Это показатель, ибо это оценка личности коллективом и выражение морально-духовных качеств избранного. Но это не первая высота, которая была взята нашим земляком. Первая была в Риге — отличное завершение учёбы.

Пропуская некоторые годы и эпизоды его службы в торговом флоте от хождения по морям и знакомством с основными портами от Норвегии до Испании, вернёмся вновь к учёбе. Пути-дороги гдовича-самолвовца в 1962 году привели его в Ленинград, в Стрельно. В Константиновском дворце находилось в те времена Ленинградское арктическое училище. Здесь надо было учиться пять с половиной лет. Вместо этого срока ему хватило четыре года — усвоенное в Риге было зачтено. О специфике учебного заведения говорит название. Но скажем, что знания, полученные здесь, определят его морскую службу. После окончания училища в Стрельно, Анатолий был направлен в первый эшелон науки и техники нашей страны. Организация, в которую он был приписан, называлась Мурманское государственное морское арктическое пароходство. Пока старший лейтенант по воинскому учёту, а по профессии механик радиационной и геофизической службы. С чего бы это? Море и радиация?.. Но здесь нам необходимо совершить краткий экскурс в прошлое столетие, в годы великих прорывов в развитии науки и техники Советского Союза. В 1961 году наша космическая ракета первой в мире устремилась в космос с парнем смоленской земли, которого звали Юрий Гагарин. Редко можно найти сегодня человека взрослого, который не знает это имя и эту дату. Но не менее важным для нашей страны был и год 1959. 3 декабря вышло в плавание судно, а точнее, ледокол с термоядерной установкой — атомный, и было ему дано название «Ленин». Началась новая эра мирного использования энергии атома, практическое значение которого не уступает нашему прорыву в космическое пространство. Этот исторический факт связан с другим: со школьных лет нам знакомо название Северный морской путь. Осуществить и превратить его в постоянно и стабильно действующую магистраль было мечтой многих учёных и экономистов. Ныне общеизвестно, что Север и Арктика — фантастическая кладовая недр наших. На Севере сосредоточено две трети ресурсов углеводорода страны, 90% природного газа. Здесь идёт 75% добычи нефти. Север даёт нам одну пятую национального дохода и 60% совокупного экспорта. Но к Северу примыкает и шельф Арктики (1,5 мил. кв. км), который можно назвать «амбаром» различных ископаемых. После сказанного, становится понятна мечта о Северном морском пути и значение атомных ледоколов в экономическом развитии страны, в благополучии её народа. Чтобы суровая магистраль стабильно действовала и работала, и трудились академик А.П. Александров и Курчатовский институт, легендарная Балтийская судоверфь и ещё сотни учёных и восемьсот заводов и фабрик по всей стране.

В эти годы, когда страна и наш Север имели лишь один ледокол, Анатолий Лукин трудился на пароходе «Володарский». Перевозил с «Ленина» радиоактивные отходы, отработавшие свой ресурс вентили, насосы, клапаны первой зоны, то есть, высокой радиоактивности. В том числе и отработанные твелы. Эти отходы требовалось как можно быстрее эвакуировать с атомохода. Радиоактивную воду первого контура наш Анатолий стал перерабатывать лишь тогда, когда был механиком спецсудна «Серебрянка». Оно имело специальное оборудование. До этого воду, насыщенную радиацией, перекачивали у причала в специальные железнодорожные цистерны для отправки на дезинфикацию.

Но в первой половине 70-х годов ожидалось пополнение атомных проводников-судов сквозь арктические льды. «Ленин», как опытный образец, показал, что применение атомных ледоколов способно превратить Северный морской путь в магистраль. И тут уже опытного и перспективного человека послали за новым судном, построенным на судоверфи на Волге. Перевели в Ленинград на Балтийский завод.

Занимаясь установкой щитов радиационной защиты и спецоборудования на своём спецсудне по соседству с «Арктикой», старший механик Лукин никак не мог тогда предполагать, что ему, простому самолвовскому парню, выпадет честь не только «перезаряжать» его АППУ — ядерное «сердце», но и на этом самом мощном судне в мире предпринять первое в мире плавание на Северный полюс. «Макушку» Северного полушария «брали» коллективно. Это произошло после 7 суток и 8 часов борьбы со льдами Северного Ледовитого океана (2528 миль) 17 августа 1977 года в 4 часа утра. У Лукина был свой сектор в общем наступлении. Этим может гордиться не только он сам, но и земляки в родном селе и во всём нашем Причудье. Он был достойным войти в этот передовой отряд, значит, в службе АППУ был видным специалистом. Несмотря на то, что нам довелось лишь «в щёлочку» увидеть то историческое событие, даже после краткого описания можем ещё раз гордо повторить: «Знай наших, гдовских!» И ещё раз удивляться тому, каких замечательных, надёжных и достойных людей вырастил наш край для Родины своей!

Анатолий — человек волевой, но человечный. Высокого чувства ответственности, но уважающий юмор. Большой специалист по профессии, но и тепло любящий свою Малую Родину, проблемы которой близки его сердцу.

В завершение скажем, что старший механик спецсудна «Серебрянка» питал новыми твеловыми контейнерами за свою службу на Севере и в Арктике всех семерых сыновей — великанов с атомным сердцем, не страшащихся суровых полярных льдов и длинных ночей. Вот их перечень и годы рождения: первенец «Ленин» — 1959, «Арктика» — 1975, «Сибирь» — 1977, «Россия» — 1985, «Таймыр» — 1989. Ледоколы-лихтеры «Ямал» и «Вайгач» — уже в девяностые годы.

Гдовский штурмовик Северного полюса попрощался со своими подопечными в 1998 году и теперь вспоминает своих товарищей по ответственной службе и свои подопечные атомные ледоколы на святой самолвовской земле.

С ветераном Арктики

встречался

Вальтер Тоотс

Самолва, декабрь 2015 г.

Комментарии к статье Он был на макушке планеты

    Добавить комментарий

^ Наверх