В последнее время у россиян вошли в общепринятый обиход такие слова, как санкции, импортозамещение… В разговоре на улице можно услышать даже о субсидировании кредитов, не говоря уже о разговорах про курс рубля и цены на нефть. Это одно из бытовых последствий введения США и Евросоюзом экономических санкций в отношении России. Но так ли страшен чёрт, как его малюют?
Прежде всего я спросил об этом у простых гдовичей.
—Думаю, нам это только поможет, — ответила женщина, встретившаяся мне около собора Димитрия Солунского. — Господь заповедал жить плодами своих трудов.
—А что нам санкции? — рассмеялись молодые родители, вместе с недавно научившимся ходить сыном кормившие уток на берегу Гдовки. — Как жили от зарплаты до зарплаты, так и живём. Да нам, в общем-то, хватает. Работать надо, и никакие санкции не страшны, так можно подытожить их слова. Только вот на работу отцу семейства приходится ездить в Санкт-Петербург. Гдов обилием рабочих мест пока похвастать не может.
Но сегодня не о крупнорогатом выходе из всевозможных кризисов, не об овощах и фруктах поговорим, а о рыбе. Беседуем с представителем администрации ООО «Чистые пруды» Н.А. Федотовой.
—Главная специализация нашего хозяйства – разведение ропшинского карпа, — рассказала Наталья Анатольевна. — Всё остальное: кафе, коммерческая рыбалка, гостевые домики — это средство для того, чтобы покрыть расходы. А они немаленькие. Площадь хозяйства — 290 гектаров прудов. Всю зиму, а также в мае и июне мы закачиваем туда воду. Оплата электроэнергии съедает львиную долю доходов. Она почти в два раза больше, чем у населения. Если говорить о санкциях, то сразу они на нас не сказались. Прошлый сезон мы кормили рыбу ещё из старых запасов. Где теперь будем закупать комбикорма, пока неизвестно. Их основные ингредиенты в России если и производятся, то в минимальных количествах. Да и подорожали они уже процентов на пятьдесят. Так что на будущее мы не загадываем.Сейчас в хозяйстве выращивается минимум рыбы из возможного количества. Реализуют на ярмарках, в кафе, ресторанах, небольших магазинах. А вот торговые сети, где объёмы продаж намного больше, местных производителей не жалуют.
Смогут ли хозяйства, подобные «Чистым прудам», внести свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности страны? —Да, конечно, — уверена Наталья Анатольевна. — У нас такое маточное стадо, что мы можем обеспечить мальками почти весь Северо-Запад России. Но для этого государство должно пойти нам навстречу, улучшить условия для создания предприятий малого бизнеса. Нам ведь приходится брать на себя столько обязательств, что некогда заниматься своим прямым делом. К примеру, требования к гидротехническим сооружениям нашего хозяйства такие же, как к сооружениям крупной гидроэлектростанции. Бесконечные проверки, огромные штрафы за малейшее нарушение, нехватка специалистов. На мои слова об обещанной правительством помощи сельхозпроизводителям в погашении кредитов, Наталья Анатольевна заметила, что кредит надо сначала получить, а им это пока не удаётся. Несмотря на трудности, коллектив —19 человек, продолжает работать и надеется на лучшее. Создают наилучшие условия для туристов, строят новые, удобные гостевые дома, привечают любителей рыбалки. «Чистые пруды» — предприятие по меркам России небольшое. Но сколько их в стране? Сотни, тысячи… Если каждое будет развиваться, а не выживать, нам не страшны никакие санкции.Андрей Теддер