Сочинение — пропуск на экзамены
30.01.2015 Без рубрики комментарии (0) просмотры 1029
литератураРезультаты, полученные в этом испытании, в некоторых случаях будут учитывать при поступлении абитуриентов в вузы. К набранным баллам ЕГЭ творческий экзамен даёт дополнительные баллы.

3 декабря итоговое сочинение писали все выпускники 11-х классов. Какие же результаты показали гдовичи, насколько успешно справились они с творческой работой?

Основному экзамену предшествовало пробное сочинение, которое прошло в самой большой по количеству учащихся школе района, Гдовской средней,— отметила главный специалист районного управления образования Надежда Николаевна Погосян.— На «репетиции» с работой не справились 11 человек. Потребовалась их усиленная подготовка к экзамену, который проходил 3 декабря. Писал сочинение 51 выпускник Гдовской, Чернёвской и Яммской средних школ. С основными направлениями школьники ознакомились заранее. За 15 минут до экзамена стали известны и темы: «Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?», «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», «Что важнее: любить или быть любимым?». Одни выпускники отдали предпочтение военной тематике, другие решили высказать свои суждения о человеке и природе, назвать ценностные ориентиры, основываясь на знании художественных произведений. На это обращала внимание районная комиссия, проверявшая работы. «Зачёт» получили те выпускники, которые сумели раскрыть тему, опираясь на литературные источники, продемонстрировали высокое качество письменной речи. Оценивалось умение анализировать, обобщать, делать выводы. И, конечно, во внимание брали грамотность.

К сожалению, осилить поставленные задачи удалось не всем,— продолжила Надежда Николаевна.— Четверо выпускников из Яммской средней школы получили «незачёт». Сейчас все они продолжают активно готовиться к сочинению, которое могут переписать 4 февраля в своей школе. Кто опять не справится с работой, может воспользоваться третьей попыткой пересдать сочинение — в мае этого года. Если и тогда выпускник получит «незачёт», то он не будет допущен к экзаменам и сможет попробовать свои силы только в следующем учебном году.

Первый экзамен для большинства выпускников 11-х классов позади, но отношение к нему неоднозначное и по-прежнему вызывает бурю эмоций. Что же думают педагоги о возвращении сочинения в школы?

Больше литературы

Галина Филипповна Осипова, ветеран педагогического труда Гдовской средней школы.

Спору нет, сочинение надо было давно вводить в перечень школьных экзаменов. Дети с трудом выражают свои мысли, им трудно даётся устная речь по причине малого запаса слов. Такая картина наблюдается у тех ребят, которые не дружат с книгой, отдавая предпочтение телевизору, компьютеру. Если сочинение пришло в школу надолго, необходимо хорошо продумать систему подготовки детей к его написанию. Ученики и их родители были в растерянности от такого нововведения. Школьников в течение нескольких лет натаскивали на угадывание правильного ответа по ЕГЭ, а теперь нужно писать сочинение в качестве выпускного экзамена. Придётся пересмотреть планирование уроков. Больше давать письменных работ с рассуждениями и выводами. Но главное — необходимо не сокращать часы по русскому языку и литературе, а, наоборот, увеличить их количество!

Одним словом, нам, педагогам, предстоит большая работа по совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы, тем более что Президентом РФ Владимиром Путиным 2015 год объявлен Годом литературы.

Все получили «зачёт»

Татьяна Александровна Чуранова, учитель русского языка и литературы Гдовской средней школы:

У меня два 11-х класса, где 37 человек. Я рада, что все получили «зачёт», а вместе с ним и пропуск на ЭГЭ. Не скрою: известие о возвращении в школы сочинения в качестве выпускного экзамена застало врасплох. Уж больно мало времени отводилось на подготовку. Хорошо, что заранее были известны основные тематические направления. Ребята могли определиться в выборе. На уроках и во время дополнительных занятий знакомились с произведениями Валентина Распутина, Василя Быкова, Бориса Васильева и других авторов. К сожалению, на уроках, которых совсем немного, трудно говорить об изучении фундаментальных произведений. Ребята читали их дома. Короткие рассказы изучать на уроке было легче. Очень переживала, как ученики справятся с заданием, смогут ли раскрыть тему, не наделают ли грамматических ошибок.

Что скрывать, пришлось переучиваться. Раньше мы учили ребят краткости, умению «сжимать» тексты, не быть многословными. Теперь наоборот: нужно чётко обозначить проблему, а затем её аргументировать. В последнее время о книгах стали забывать, предпочтение отдавалось электронным источникам получения знаний. И всё же печатные издания оказались важнее. И это радует. Безусловно, серьёзно подошли к сдаче экзамена и ребята, занимались самостоятельно. Это дало свои результаты. Сдав творческий экзамен с первого раза, они могут спокойно готовиться к другим. Хорошие работы у Евгении Крюковой, Кристины Никитиной, Марине Варданян, Вадима Алексеева, Светланы Степановой, Алексея Митрофанова да и у других ребят. Молодцы!

Преждевременное решение

Елена Александровна Гусарова, учитель русского языка и литературы Яммской средней школы:

Мне кажется, что сочинение в число выпускных экзаменов ввели преждевременно. Очень мало времени оказалось на подготовку. Трудности для некоторых ребят были связаны с их небольшим словарным запасом. И в этом даже не их вина. Прежде нужно было писать небольшие сочинения. А теперь требования изменились. Одним из критериев оценки работы и был объём сочинения, в нём должно быть не менее 250—350 слов. Одни ученики не смогли раскрыть тему. Другие ограничились простым пересказом, сочинение не содержало элементов анализа. Понятно, что результат зависел и от кругозора учеников. Кто лучше подготовился, тот добился успеха.

С теми школьниками, кому предстоит пересдача сочинения, интенсивно занимаемся дополнительно. Надеюсь, что на этот раз все ребята получат «зачёт» и будут допущены к сдаче других государственных экзаменов.

А нужен ли экзамен?

Тамара Ивановна Смольнова, учитель русского языка и литературы Чернёвской средней школы:

Напрашивается вопрос: нужен ли экзамен в 11-м классе? О том, что выпускников средних школ ждёт ещё итоговое сочинение, мы слышали в конце прошлого учебного года. В конце сентября пришлось поверить в то, что всех выпускников нужно научить писать красиво и грамотно. Как не пожалеть всех словесников России! А тут ещё и итоговое сочинение как допуск к выпускным экзаменам. Кто нас спрашивал? Известно, что сейчас все разучились читать. И дети, которые не любят книги, теперь должны удивлять нас своими рассуждениями на очень серьёзные темы. Хочу заметить, что эти темы больше подходят для уроков обществознания. Но литераторам пришлось в авральном режиме готовить ребят к первому серьёзному испытанию. Но тут возникла ещё одна проблема: многие нужные произведения в основном изучаются во втором полугодии, а тех, которые изучались на уроках внеклассного чтения в средних классах, явно недостаточно.

Ребята нашей школы с сочинением справились. Я считаю, что мы в какой-то степени повторяем сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку в мае. Стоит ли это того напряжения, которое пришлось пережить и выпускникам, и их родителям, и нам, учителям? Я не уверена, что наши дети с интересом начнут активно посещать библиотеки. А ведь первоначально цель была благая.

Мнения о нововведении, каким является выпускное сочинение, как видим, разделились. Но очевидно одно: какая бы ни была программа по русскому языку и литературе, учить детей ясно и чётко выражать свои мысли, не ограничиваться жаргонной лексикой — обязанность учителя словесности. А как приобщить детей к чтению? Вопрос не простой. Надо добиваться того, чтобы в нашей стране говорить и писать грамотно стало престижно. Может, стоит ввести экзамен по русскому и литературе для чиновников? Хочется надеяться, что не останется в стороне от этой актуальной проблемы Министерство образования и науки РФ. Решить её можно только совместно.

С Годом литературы всех нас, дорогие читатели!

Материал подготовила Надежда Коорт

Комментарии к статье Сочинение — пропуск на экзамены

    Добавить комментарий

^ Наверх