Символ семейного очага
26.09.2014 Культура комментарии (0) просмотры 887

260905Уникальная коллекция русских самоваров, собранная в Гдовском музее истории края, напомнила мне о босоногом деревенском детстве, когда чай у нас пили только из самовара. Эта коллекция — настоящий символ бессловесной истории. Моя бабушка Анисья Кузьминична Хапова получила навыки чаеприготовления будучи прислугой у купцов Громовых в деревне Скамья. Некоторые секреты приготовления чая сохранила и моя память. В жаровню самовара бабушка закладывала сосновые шишки и древесный уголь. Поджигала бересту или лучину и помещала её внутрь. Закрывала крышкой, устанавливала трубу в отверстие дымохода русской печки. Когда вода закипала, самовар заливало до краёв, и он начинал «петь». Если же этого не происходило, бабушка выливала кипяток и снова наполняла самовар студёной водой. На вопрос: «Зачем ты это делаешь?», она говорила, что пить чай из «непоющего» самовара — плохой знак. В нашей семье чай пили из кружек. Если он был очень горячий, наливали в блюдце. Запивали им кусковой сахар, наколотый специальными щипчиками. Считалось, что кипяток, остужённый в блюдце, придаёт силу и успокаивает. Чайным приготовлением в нашей семье всегда занималась бабушка, а когда её не стало, эту обязанность на себя взяла мама — Клавдия Матвеевна. В то время считалось недопустимым просить мужчину готовить чай. Угощали чаем в строгой последовательности: сначала гостей, затем — главу семьи, а уж потом — женщин и детей. Такая последовательность была обусловлена не только уважением к гостям и главе семьи, но и жизненной необходимостью — детям горячее нельзя. А пока очередь дойдёт до малышей, чай остывал. В нашем доме самовар считался предметом особой ценности. И хранился он на самом видном месте (в красном углу, под образами). Этот бытовой предмет являлся символом семейного очага, дружного общения. Он был оберегом дома. А ещё и предметом роскоши. В XVIII веке пузатый красавец, подаренный моей бабушке купцом Петром Кондратьевичем Громовым за её трудолюбие в роли прислуги, стоил 25 рублей. В то время корову можно было купить за один, а добротную избу — за 13 рублей! В Гдовском музее истории края собраны раритеты самоваров со всего района. История каждого из них заслуживает особого внимания. На Руси название самовару давалось за его особый внешний вид. Были самовары трактирные, дорожные, гостиничные, дворянские. Назывались «Дон Жуан», «Змей Горыныч». Был и «Солдат». Как раз такой подарили на свадьбу моей бабушке. Она выходила замуж за вернувшегося с армейской службы солдата — моего деда Даниила Петровича Абабкова. К несчастью, самовар-подарок сгорел вместе с домом, когда гитлеровские каратели 4 февраля 1944 года сожгли деревню Вяжище. В коллекции Гдовского музея нет самовара, носящего название «Эгоист», получившего такое прозвище за вместимость всего 75 граммов. Ведь пользоваться им мог всего один человек и то не досыта. Не исключено, что у земляков где-то на чердаках ещё хранится такой самовар... А может быть найдутся и другие, предназначенные в своё время для игорных домов, с выгравированными на их боках карточными мастями, или самовары-орденоносцы с гравировкой наград, или самовары XIX века с экзотической вязью, выполненной не в традиционной славянской манере… Передайте эту ценность в музей края. Не место им на чердаках. В музее будет храниться вечно не только ваша вещь, но и ваше имя как дарителя. Леонид Абабков На фото: самовары экспозиции Гдовского музея.

Комментарии к статье Символ семейного очага

    Добавить комментарий

^ Наверх