Не всё прозрачно в ЖКХ
27.04.2012 Социум комментарии (1) просмотры 1557

«Гдовская заря» регулярно публикует материалы на острые темы ЖКХ. Однако, судя по жалобам и звонкам жителей райцентра, организация работ в сфере жилищно- коммунальных услуг и взаимопонимание собственников жилья с управляющей компанией оставляют желать лучшего. Сегодня тему продолжает Почётный гражданин города Пётр Лунёв. У него, экономиста со стажем, свой — экономический — взгляд на проблемы. Государству уйти из сферы жилищно- коммунального хозяйства, на мой взгляд, просто нельзя. Ни ТСЖ, ни управляющие многоквартирными домами компании не решают перспективных вопросов развития ЖКХ. Они всего лишь кассово- расчётные центры, содержащиеся за счёт средств собственников жилья и выполняющие по договорам подряда с ними работы по содержанию в нормальном состоянии имущества общего пользования. И долго существовать не смогут ввиду отсутствия регламентирующих отношений между ними и собственниками жилья. Государство сбрасывает ответственность за развитие жилищно- коммунального хозяйства, но что с ним будет происходить в дальнейшем, когда износ жилищного фонда достигнет 90- 100 процентов? Как это скажется на жизнеобеспечении населения? Перспективы туманны. Возьмём многоквартирный жилой дом. Это специфическая собственность: в доме есть владельцы квартир, а сам он как единица выпадает из учёта, он — ничей. Ни один владелец квартиры не может сказать, что он собственник стен, потолка и пола жилья, у него в собственности квадратные метры квартиры и часть земельного участка, занятого домом. УК да и ТСЖ по своей сути не должны быть коммерческими организациями, платежи собственников жилья не могут являться их доходами и облагаться налогами. Если коммерческая организация выполняет функции УК, то платежи жильцов должны поступать на отдельный счёт в банке и учитываться на балансовом счёте «Расходы будущих периодов». В настоящее время организация в одном банке имеет право открыть только один счёт. Законодательно не установлено, за счёт каких источников должны содержаться конторы и штат УК и ТСЖ, потому они самостоятельно определяют эти расходы из средств, поступающих от владельцев жилья на содержание общедомовых систем. В данном случае собственники теряют контроль над расходованием своих средств. Нужно законодательно установить, что под одной организационно- правовой формой юридического лица действуют две, т.е. управляющая компания и ООО, ЗАО или организация другой формы, и для осуществления функций УК она должна иметь отдельный счёт в банке и вести отдельный бухгалтерский учёт. На расходы по содержанию штатов УК и хозяйственных нужд должна составляться смета расходов на год и включаться в договор, заключаемый с собственниками жилья по содержанию общедомовых систем. В штатах УК могут работать люди на постоянной основе и по совместительству. Коммерческая организация, исполняющая функции управляющей компании, рентабельна за счёт своей основной деятельности, а не за счёт управления домами. УК может иметь: регистрацию юридического лица или предпринимателя, помещение под контору, руководителя, бухгалтера, кассира, рабочие места, оснащенные оргтехникой, расчётный счёт в банке. Если оргтехника приобретена за счёт средств собственников жилья, то она является их собственностью, а если приобретена организацией или предпринимателем, то используется на правах аренды. Для выполнения работ по договору с владельцами жилья УК заключает договоры подряда с другими организациями. Многоквартирные дома не имеют одного собственника, они как бы ничьи. Владелец одной квартиры не имеет права повлиять на хозяина другой по вопросам содержания квартиры, перепланировки, технического оснащения, соблюдения архитектурной формы и так далее. Поэтому нужно законодательно установить условную постановку на учёт многоквартирных домов, начиная от восьмиквартирных и более, в муниципалитетах с обязательным осуществлением контроля за техническим состоянием домов, выдачей разрешений на перепланировку квартир, систем водоснабжения, канализации, отопления, горячего водообеспечения, архитектурного оформления и т.д. Собственники жилья должны знать, куда обращаться по данным вопросам и где находится проектно- техническая документация их дома. К домам привязаны так называемые дворовые территории, на которых имеются хозяйственные постройки, гаражи. В основном они есть у домов с печным отоплением. Земли, занятые под хозяйственными постройками, должны быть оформлены в собственность или взяты в аренду. Дворовые территории без хозпостроек являются землями благоустройства города. Они предназначены для организации отдыха детей и взрослых, на них должны размещаться объекты украшения города, дающие возможность для отдыха населения. Дворовые территории не должны в беспорядке заниматься автотранспортом. Муниципалитет города или района обязан определить стоянки- парковки для автомобилей. Земельный участок, выделенный для этой цели, должен быть оформлен в аренду собственниками автомашин или одним из собственников, с которым другие владельцы автотранспорта заключат договор и распределят места на стоянке-парковке. Арендная плата за земельный участок под парковку- стоянку небольшая, но зато будут порядок и ответственность за его использование. Вопросами энерго- и газообеспечения населения, благоустройства и содержания города могут заниматься частные компании, а вот такие услуги, как водо- и теплообеспечение, водоотведение канализации, должны предоставляться муниципальными предприятиями, они в какой- то степени подконтрольны муниципалитетам и могут быть бюджетополучателями. Муниципалитеты имеют право приобретать технику и передавать в эксплуатацию муниципальному предприятию. Плохо, что главный городской канализационный коллектор в Гдове находится в частной собственности. По указу Президента РФ по разграничению собственности на государственное имущество, водопроводная и канализационная сети отнесены к муниципальной собственности. Коллектор в Гдове построен за счёт государственных средств, и он должен принадлежать муниципалитету. Качество питьевой воды в городском водопроводе не соответствует санитарному нормативу, и никто не ищет и не изучает, не устраняет причины, отрицательно влияющие на качество воды. Вода из городских скважин, глубина которых не меньше 100 метров, не может быть некачественной, все дело в состоянии водопроводной сети и плохой запорной арматуры. Года три назад я высказывал в «Гдовской заре» своё несогласие с тем, чтобы получатели услуг производили оплату через УК. Жизнь подтвердила мою правоту: услуга должна оплачиваться тому, кто её предоставил. По Гражданскому Кодексу РФ и средства учёта по услуге должны принадлежать тому, кто предоставляет услугу. Другого пути нет, всё равно мы придём к этому. Петр Лунев, экономист

Комментарии к статье Не всё прозрачно в ЖКХ
  1. Tetra Tetra 28.04.2012 в 10:04
    Странна фраза "Многоквартирные дома не имеют одного собственника, они как бы ничьи.". Дома были МУНИЦИПАЛЬНЫЕ или ВЕДОМСТВЕННЫЕ всегда. А вот ответить на вопрос, почему муниципальная собственность вдруг оказалась "как бы ничьи" или в "в частной собственности", думаю без уголовного кодекса не получится. И тут думаю "Другого пути нет, всё равно мы придём к этому."
  2. Добавить комментарий

^ Наверх