Портрет художника словами
30.12.2020 Без рубрики комментарии (0) просмотры 2053
157773148711Творческий маятник жизни художницы Валентины Трофимовой Живопись стала судьбой провинциальной девочки, подарив ей возможность соприкоснуться с прекрасным миром Ван Гога, Левитана и других мастеров. • Ксения Волкова Каждый человек по-своему уникален и талантлив. Другое дело, что раскрыть свои способности могут не все. Любое искусство — это лишь малая часть таланта, остальные составляющие — усердная работа над собой и беспрестанный труд. Все знаменитые музыканты и художники проводили не одну бессонную ночь в поисках той самой мелодии или композиции. Сегодня, чтобы развивать в ребёнке творческие способности, лучше начинать с раннего детства — возможностей более чем достаточно. А раньше, чтобы, например, обучиться живописи, нужно было изначально родиться в семье художников. Дети пролетарских кровей в такие учебные заведения попасть не могли, разве что по чьей-то рекомендации. Дорогу в творческий мир известная в Гдовском районе и за его приделами художница — Валентина Трофимова из деревни Ветвеник — открыла случайно, а если быть ещё более точными, то в один прекрасный момент её детские рисунки попали в руки знающему человеку. Когда-то давно маленькой Валюше основы рисования показал папа Николай Михайлович, который был обычным работягой. Реализовать себя в этой стезе у него, к сожалению, не получилось… Послевоенное время, надо было поднимать страну. Но на радость отцу кисти и краски пришлись по душе его дочери. Первыми шедеврами будущей художницы стали рисунки храма, пейзажи озера, была близка девочке тема… космонавтики. Без конца она рисовала космонавтов, самолёты, как и многие подростки того времени хотела стать… лётчиком. — Помню, раньше я рисовала очень много портретов. Первой моей натурщицей стала родная бабушка, следующей стала её подруга, а после, когда я обрисовала всех знакомых, пошла в соседнюю деревню, — улыбаясь, вспомнила Валентина Николаевна. В Ветвеник на дачу приезжала учительница художественной школы из Ленинграда, которой совершенно случайно попались на глаза работы талантливой девочки. С её лёгкой руки дочка простых рабочих стала ученицей средней художественной школы при Академии художеств. — Это, можно сказать, заочное знакомство дало мне путёвку в жизнь, а главное, возможность заниматься тем, что действительно нравилось, — рассказала Валентина Николаевна. — Я смело могу сказать, что годы, прожитые в Санкт-Петербурге, самые яркие в моих воспоминаниях. Город на Неве того времени и сейчас — это два разных мира, мне по духу ближе тот, каким я встретила его тогда, будучи пятнадцатилетней девчонкой. Размеренная атмосфера Санкт-Петербурга, возможность и доступность культурных мест. Особым и излюбленным музеем Валентины Трофимовой, был, конечно же, Эрмитаж. Это был особый ритуал: вначале они с подружкой забегали в кафе, там же и определялись с темой визита — импрессионисты или же работы голландских мастеров живописи. Как отмечает художница, во время жизни в северной столице она и её сверстники успевали несколько раз посещать выставку, баловать себя мороженым и новыми вещами, да и откладывать получалось. После школы она поступила на художественно-графический факультет Педагогического института имени А. И. Герцена, а после окончания вернулась в родные места. Раньше остаться в больших городах выпускникам учебных заведений было не так-то просто. Заводы и производства ждали специалистов рабочих профессий. Единственной возможностью для молодой девушки получить прописку и дальнейшее трудоустройство был только удачный брак. Вернувшись на Гдовщину, молодой специалист сразу устроилась на ответственную должность — стала директором Дома пионеров. Параллельно вела и кружки по изобразительному искусству, позже работала учителем по рисованию в нескольких школах района. Десять лет Валентина Трофимова отработала на заводе «Техприбор» художником. Казалось бы, зачем он нужен производству, но раньше без такого специалиста было не обойтись. На демонстрации рабочие ходили с плакатами, которые были нарисованы рукой художницы. Работы хватало — Доски почёта, большие панно, которыми украшались стены и прочая атрибутика, без которой не обойтись было в Советском Союзе. Сейчас — в эпоху компьютерных технологий — в интернете можно найти образец и распечатать в нужном цвете и размере, а тогда — в 80-е годы — всё делалось исключительно вручную. — В 1990 году мне пришлось уйти с работы по собственному желанию. Позже в стране началась перестройка, я подумала, что в это нелёгкое для завода время им услуги художника будут не нужны, — вспоминает Валентина Трофимова. — С тех пор, после развала Союза, моя жизнь, как и судьбы моих знакомых, разделилась на «до» и «после». Порой мне кажется, что душой я до сих пор продолжаю жить в том времени… В 1993 году в Ветвеник приехал священник, и художница была тем человеком, которому доверили писать первые иконы для храма Петра и Павла. Позже в деревне открылась церковно-приходская школа, где она начала вести предмет по изобразительному искусству. — У современных детей сейчас много соблазнов, ленятся. Если с первого раза у них что-то не получилось, то сразу же пропадает интерес к делу, — отметила Валентина Николаевна. — С каждым годом порываюсь уйти с работы, начало подводить зрение, но я всё остаюсь на плаву — один день в неделю меня там ждут на уроки. Сейчас Валентина Николаевна работает над образом «Явление Богородицы в Трутневской пещере».Пишет маслом. Началось всё с благословения, уже потом появился первый эскиз будущей работы, и вот уже около двух месяцев художник кропотливо работает над своим творением. На первый взгляд кажется, что перед нами уже готовый вариант, но рука мастера ещё не раз коснётся очертаний Богородицы, добавит несколько мазков, затем вновь поправит. — Настроение человека вне зависимости от рода деятельности можно сравнить с маятником. За падением обязательно будет взлёт, и так по кругу, — отметила она. — Много факторов, которые влияют на творчество, порой большие коррективы вносит погода как за окном, так и на душе. Во время нашей беседы за окном была промозглая погода и сильный ветер, а в доме художницы было тепло и уютно. Вместе со мной внимательно слушал Валентину Николаевну её любимец — рыжий кот Мусик, который в полудрёме иногда поднимал недовольную мордочку. Тем временем рассказ об одной картине сменял другой. Сюжет каждой работы достоин отдельного внимания. — Находясь в зрелом возрасте, всё чаще вспоминаю и переосмысливаю время детства и юности, когда всё было легко и беззаботно, — рассказала художница. — На тех немногих картинах, которые есть у меня в доме, изображены те самые моменты. Например, я хорошо помню, как мне подарили куклу, которую купить можно было только в Гдове. Это воспоминание и стало основой. А вот летний пейзаж, на котором изображён её уютный дворик, чуть повыше бескрайнее небо и просёлочная дорога, по которой бегут беззаботные дети. Пониже — старый одинокий дом, который давно остался без хозяина, а верный друг – кот —сидит в надежде, что двери вновь откроются, а оттуда послышится знакомый голос. Трудно уместить на страницах газеты жизнь интересного человека, за плечами у которого множество персональных выставок, различных событий, а главное — много воспоминаний, каждое из которых формировало его как личность. Ухватиться за всё, к сожалению, просто невозможно. Уже потом, после разговора с интересной собеседницей, делясь впечатлениями о встрече со знакомыми, мне было приятно отметить, что во многих домах жителей Гдовского района есть работы Валентины Трофимовой. Кстати, и в редакции её работа на видном месте. Частичка души вложена в каждое из произведений, а картины радуют владельцев своей чистотой и безмятежностью. Спокойные волны Чудского озера в солнечный день, вдалеке виднеющийся храм Петра и Павла, а может, просто старый одинокий дом… Смотря на эти картины, каждый увидит что-то своё и, возможно, задумается о том, как много вокруг нас происходит интересных вещей. Валентина Николаевна видит их в мелочах, которые находят отражение в её картинах.
Комментарии к статье Портрет художника словами

    Добавить комментарий

^ Наверх