С собой разрешали брать лишь минимум пожитков
До Великой Отечественной войны на Гдовщине нередко можно было услышать эстонскую речь. Но многонациональность Восточного Причудья фашистам не давала покоя.
• Вальтер Тоотс
Коренные жители земли Гдовской знают, а некоторые ещё и помнят, что Восточное Причудье было краем многонациональным. Здесь с давних времён жили дружно бок о бок с основным населением – русскими — ещё народности финно-угорской группы – представители народности водь и ижорцев. Кроме названных финских народностей необходимо особо отметить эстонцев-чухонцев. Они составляли значительную часть населения Восточного Причудья ещё в 19-м веке. Известный петербургский академик Петер фон Кэппен, совершивший экспедицию на полуостров Ремда (ныне Самолва) в 1848 году, находил здесь семь эстонских селений, в которых проживали 572 эстонца. Крупнейшими из них были деревня Казакова, где проживали 199 эстонцев, Луукюла (Луг) – 164 эстонца и Солна (Чудская Рудница) – 79 эстонцев. Всего он насчитал на полуострове «Малой Эстонии» 572 чухонца-эстонца. Наибольшие ареалы расселения этой финно-угорской ветви находились вокруг южного центра Причудья – поселения Полна, а в северной части — вокруг Гдова. Третьим районом расселения эстонцев был ареал восточнее реки Плюсса: от Чернёва до поселения Плюссы и озера Самро. Но не будем углубляться в этническое расселение вышеназванных народностей, зная, что до 1920-х годов, например, эстонцы составляли до 25 процентов населения Гдовского края. Поговорим об одном историческом событии — «обеднения» края по национальному составу. Причиной является тот факт, который имел место быть 76 лет назад, но тесно связан со светлой датой 75-летия Победы.
Приказ – переселить!
Год 1943, как известно, был годом печально-грустным для Гитлера и его вояк. Советская армия разбила танковые армии Гитлера в Курских степях, наши войска победно преодолели Днепр и разрушили так называемый «Восточный вал», освободили Крым, была пробита брешь в блокадном кольце Ленинграда. Как и предвидело немецкое командование, пришла очередь разгрома группы армии «Север», которая блокировала северный фланг нашего фронта. 24 сентября 1943 года Гдовская полевая комендатура гитлеровцев получает приказ верховного главнокомандующего тыла армии «Север» о переселении с Восточного Причудья эстонцев, финнов, латышей и литовцев. Согласно приказу полевые комендатуры Гдова и Сланцев должны были сосредоточить переселенцев указанных национальных меньшинств в Гдове, а из Полновского района в те же сроки вывести переселенцев в соседний районный центр – Серёдку. Из пунктов сбора переселенцев планировалось отправить на водном транспорте в город Тарту. Позже места координации были изменены. Вместо Тарту переселенцев должны были отправить в Муствеэ, который находится на западном берегу озера напротив Гдова, и Выыпсу - населённый пункт в устье реки Выханду в юго-восточной Эстонии. Для сбора переселенцев первоначально давалось 3 дня. А для проведения «добровольного» переселения, как говорилось в воззвании, Гдовской полевой комендатуре было придано две роты из 37-го Эстонского шуцманшафт батальона. О транспортных средствах должны были позаботиться местные комендатуры. Одна из военных компания (рота) была приписана к Гдовской, вторая – к Полновской комендатурам. Также были задействованы силы служб безопасности и полиции. Задачей шуцмановских рот было информирование населения из национальных меньшинств о «добровольном переселении» и организация транспорта. Это предполагало в приказном порядке выполнение указа на перевозку переселенцев владельцами лошадей соседних русских деревень. Переселенцы же могли взять с собой столько вещей, сколько можно было разместить на телегу. Что оставалось — следовало передать хозкоманде полевой комендатуры.
Не хочешь – заставим
В переселении эстонцев активно участвовали и эстонские военные. Главным в Гдовском округе назначен был лейтенант Феликс Пихт, который должен был действовать совместно с местными органами оккупационной власти. В организации дела переселения не всё шло гладко. Возникли сложности в Чернёво, где партизаны помогли дезертировать из гарнизона власовцам («Гдовская заря» писала об этом инциденте). Переселение же эстонцев и финнов, то есть ижорцев, из-за реки Плюссы вообще не состоялось. Так как в зоне этого партизанского края народные мстители взорвали мосты и плоты, чтобы затруднить снабжение немецкого фронта под Ленинградом и ожидаемый побег гитлеровцев в южном направлении. Но вернемся к нашей теме.
Тех жителей края, которые не желали двинуться с родного места добровольно, поставили в известность, что они будут эвакуированы позже и уже в неизвестном направлении. Данные извещения-обращения к переселенцам, вывешенные в деревнях, носили подпись полевого коменданта.
Старосты сёл и деревень сообщение о переселении названных национальных меньшинств получили 25-26 сентября с указанием организовать для этой цели транспорт всем переселенцам. Для жителей города Гдова, находящихся в списках, было проведено собрание, на котором сообщили о том, что собираться нужно непременно и срочно. Первые переселенцы из деревни Микуши прибыли в Гдов 27 сентября. Это было шесть семей. Следующими 28 числа прибыли 47 эстонцев и 18 финнов из Сланцев. Эти люди прибыли на станцию Гдов, откуда были перевезены в Устье. Не местных переселенцев разместили в порту в казармы отступающей немецкой части.
На другом берегу
Первые баржи для переселенцев прибыли в Устье 2 октября. Люди были срочно погружены, и первая партия была отправлена в сторону Муствеэ. По планам из Устья должен был каждый день уходить буксир с двумя баржами. Но природа не подчинялась полевой комендатуре. Так, 4 и 5 октября погодные условия не позволили выйти в озеро. Потому 6-го октября в рейс вышло два буксира. С этого дня из Устья выходило в день пять барж: один буксир с тремя баржами и один – с двумя. Особо сложным стал процесс переселения в октябре, когда была объявлена эвакуация и русских. Начались саботажи в предоставлении транспорта и неравного отношения к русским переселенцам. Часто встречались случаи, когда все лошади деревни были угнаны в лес, а хозяев лошадей не было дома. Лошади, пойманные в лесу, считались бесхозными и экспроприировались. Стало сложным вывозить людей из деревень, приходилось это проводить при помощи шуцманов 37-го батальона.
В октябре начавшаяся принудительная эвакуация русских создала новые проблемы. Население было из деревень привезено в Гдов. Крупный рогатый скот и иная живность были собраны в госхозяйство Верхоляне, откуда передавались представителям полевых хозкоманд. Работники этого ведомства занимались и организацией транспорта. Так, на лошадях такой команды в посёлок Устье перевезли переселенцев из деревни Трутнево.
Переселение было официально завершено 10 ноября 1943 года. Всего из Устья в Муствеэ было отправлено 42 баржи. За этот период в Эстонию были перевезены 1306 эстонцев, из них мужчин 203, женщин – 656 и детей до десяти лет – 256. Кроме того, финнов – 28, латышей – 2, итого, в общем количестве – 1336. Переселенцы вывезли 169 лошадей, 522 коровы, 664 овцы, 156 свиней, 139 телег и около 8000 мешков зерна. Через Гдов переселились также 29 человек из Полновского района, 30 человек из Ляд, из Сланцев 51 человек. Итого – 110 человек.
Таким образом, через Устье Гдовской полевой комендатурой было перевезено только эстонцев – 1196. Обратим внимание на то, что было сказано ранее – переселением в это же время занималась и полевая комендатура Полны. Пунктом сбора здесь была береговая деревня Самолва, откуда пароходы и баржи отправлялись уже в названный речной порт Выыпсу на западном берегу Тёплого озера. Данная операция и конкретизация действий ждёт своего исследования.
Постскриптум: Статья составлена на основе отчёта л-та Ф. Пихта в ЭГА ф. Р-64. Н.1. с. 27. с. 324-330.