УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА!
28.09.2018 Без рубрики комментарии (0) просмотры 183

15381211928Труд учителя почётен и, вместе с тем — уникален. Вкладывая в своих учеников душу и знания, наставник, призванный «сеять доброе, разумное, вечное» лишь спустя годы и годы может увидеть и оценить плоды своего ежедневного кропотливого труда по воспитанию Человека в человеке. Но уж если спустя годы и даже десятилетия после окончания школы бывшие ученики не забывают своих учителей, вспоминая их добрым словом, можно точно сказать, что этих учеников выпестовали настоящие Учителя с большой буквы.

Татьяна Александровна Ясеновская относится к числу таких педагогов, которые сумели своей подвижнической деятельностью на ниве просвещения оставить в сердцах учеников светлый след о себе на всю их жизнь!

Если верить в неоспоримость утверждения о том, что настоящий учитель даёт своим ученикам путёвку в жизнь, как крылья для большого полёта, то за долгие годы педагогической деятельности героиня моего повествования раскрыла их лучшие способности тысячам учеников.

О таких педагогах, как наша землячка Татьяна Александровна Ясеновская в книгах пишут!

Пару лет тому назад к 50-летию 88-й петербургской школы Калининского района вышло красочное издание «Моя любимая школа», где много добрых слов от лица выпускников разных лет было адресовано и Татьяне Александровне. Ведь она проработала в этом «храме знаний» без малого четверть века!

А кандидат педагогических наук Виктор Немеровский в изданной им монографии «Мои земляки-нестеровцы» от имени всех пятерых братьев, да и других учеников Илющинской школы так отозвался о своей первой учительнице: «Подавляющее число моих односельчан, те, кто помнит Татьяну Александровну Ясеновскую, в один голос утверждают, что это был учитель от Бога»…

На мой вопрос о том, как моя собеседница стала педагогом, а в 30-60-е годы в нашей стране эта профессия была одной из самых престижных, Татьяна Александровна ответила вполне ожидаемо — она продолжила династию и дело своих родителей-педагогов — Александра Николаевича и Зинаиды Петровны Ребкен. До войны её папа преподавал немецкий язык и физкультуру в Гдовском педучилище и в школе, а мама была учителем начальных классов. По её стопам и пошла затем дочь.

У меня ещё и тётя с сестрой были учителями. Стать педагогом мне на роду было написано, — улыбнулась собеседница, вспоминая былое. В 1-й класс Гдовской школы я пошла в шесть лет, когда город ещё был в оккупации. И уже в первом классе на вопрос моей первой учительницы Валентины Фёдоровны: кем хочу стать, когда вырасту, я без запинки ответила: «Я хочу стать учительницей!» И о выборе профессии с тех пор я ни разу не пожалела»…

Между тем, ещё шла война, и в судьбе девочки были и ужасы — выживание в фашистском концлагере, голодное послевоенное детство... Но была у неё и светлая мечта, которая в конце концов воплотилась в реальность! Окончив семилетку в Гдове, 69 лет назад 14-летняя Татьяна поступила в Гатчинское педучилище.

Там преподаватель географии Андрей Христофорович Буш вёл свои уроки так, что его занятия для многих из нас стали временем географических открытий. Он водил нас в походы по Ленинградской области, возил на экскурсии по стране. Благодаря ему мы побывали в Москве, в Туле — городе оружейников и лесковского Левши, в Крыму, и в других уголках нашей большой и прекрасной Родины. Хотя и тогда жилось нам непросто — деньги на очередную поездку из скромных стипендий мы откладывали целый год, эти путешествия были незабываемыми! Он учил будущих педагогов находить и систематизировать уникальные артефакты, не давая им шанса быть погребёнными местным населением на какой-либо мусорке или в пламени костра, где сжигают отслужившее своё «старьё», а на самом деле — бесценные материальные свидетельства уходящей эпохи. Этот опыт пригодился Татьяне Александровне позднее, когда она сама стала учителем биологии, химии и географии в Илюшинской, а позже — в 88-й ленинградской школе. Ничто так не сплачивает класс, не способствует возникновению контакта, доверия друг к другу у учителя и его учеников больше, чем вместе пережитое или сделанное. Под руководством своей любимой учительницы 55 лет тому назад ученики сельской семилетки совершили круиз по Крыму, объездив полуостров от Керчи до Евпатории! А за пару лет до того был круиз по Северо-Западу России, когда ученики побывали в Ленинграде, Новгороде, Пскове и Пушгорах! А в 1962 году юные путешественники любовались красотами Прибалтики — Советской «маленькой Европы», как тогда называли нынешние страны Балтии.

Так стоит ли после того удивляться, что любимыми предметами в школах, где работала Татьяна Александровна, для многих учеников были те, что вела эта учительница?!

Но путь к вершинам педагогического мастерства у выпускницы-отличницы Гатчинского педучилища был тернистым. После окончания училища с отличием, в педвуз учиться сразу я не пошла по вполне банальной причине: мне нечего было надеть, посещая лекции. И я пошла работать пионервожатой в Староладожский детский дом №1, благо имела необходимую подготовку. Детей того времени отличала доброта, желание и стремление прийти на помощь нуждающемуся в ней. Наверное, военные и послевоенные трудности способствовали тому, что мы чётче осознавали: поодиночке выживать труднее. В детдоме меня приодели: пальто дали, башмаки. И чтобы не потерять право поступления в институт, я, отработав пионервожатой год, подала документы на геофак. Можно сказать, что я пошла по стопам любимого педагога — Андрея Христофоровича Буша. В итоге я окончила Ленинградский пединститут имени Герцена — один из лучших в СССР, где готовили педагогов и получила направление в Калининградскую область. В облоно посетовали, что к моему приезду все лучшие места в окрестностях Калининграда уже оказались занятыми. Это меня нисколько не смутило: я сказала, что готова работать в любой сельской школе. Так я и оказалась в Илюшинской 7-летней школе Нестеровского района на границе с Литвой, где проходила железная дорога Калининград – Ленинград. Чтобы легче было ездить домой на Гдовщину, я даже от более комфортных условий отказалась, когда предложили квартиру и работу в школе недалеко от советско-польской границы. За три года работы Татьяна Александровна оставила настолько яркий след в истории Илюшинской школы, что, как я уже упоминал, ей в монографии В.М. Немеровского отведена отдельная глава восторженных воспоминаний. Более того, год назад её пригласили на 70-летие Илюшинской школы. И она, несмотря на элегантный возраст, дабы не нарушать традицию поездок в школу на «круглые» даты, приехала к своим седовласым ученикам и на этот раз, преодолев все границы и немалые расстояния! Из тех, с кем довелось работать Татьяне Александровне в начале 60-х годов, среди ныне здравствующих осталась лишь одна коллега. Да, годы берут своё — и это бесспорно. Но редкостному жизнелюбию моей героини могут позавидовать многие юные особы, успевшие уже разочароваться в жизни, ничего по-настоящему не сделав для того, чтобы эта самая жизнь стала лучше и для них, и для окружающих. Татьяна Ясеновская призналась с чуть грустной улыбкой:

По жизни я человек счастливый, а вот везением меня судьба обделила. И пояснила сей невесёлый тезис следующим примером. Поступив на работу в 88-ю ленинградскую школу с первых дней её открытия 1 сентября 1966 года, она не только вела уроки географии, больше похожие на виртуальные путешествия, но и, как это было прежде, с энтузиазмом взялась за внеклассную работу, «заразив» своих новых учеников мечтами о путешествиях, экскурсиях, поездках… Первым путешествием юных ленинградцев полвека назад стало «покорение» ими эстонской Нарвы, Усть-Нарвы, Таллина, а так же — нашего Ивангорода.

Дальше — больше! Под руководством своей учительницы на протяжении нескольких лет юные исследователи собирали по всей Ленинградской области материал для школьного краеведческого музея. Причём каждый поход имел конкретную цель по нахождению и изучению тех или иных артефактов. Уникальность многих находок подтвердили сотрудники этнографического музея! К примеру, все знают о том, что на Руси когда-то плели берестяные лапти, а ребята привезли из экспедиции к вепсам Подпорожья сущую невидаль — берестяные сапоги! Быть причастным к важной находке или открытию — что ещё может быть настоящим стимулом к научному поиску даже в школьные годы? А многим ребятам при содействии Т.А. Ясеновской эти непередаваемые словами чувства испытать довелось!

Уникальность школьного краеведческого музея, созданного под руководством Татьяны Ясеновской, состоит ещё и в том, что артефактами со школой делились, к примеру, сотрудники Зоологического музея, а витринами своих музеев с 88-й школой поделились сотрудники Эрмитажа и Этнографического музеев! Да это уникальное оборудование уже само по себе могло бы стать частью экспозиции!

Три года юные краеведы «ходили по вепсам», собирая уникальные предметы быта, записывая предания и сказания представителей этого малочисленного народа, чем-то схожего с народностью сето. Под руководством Татьяны Ясеновской ребятами был собран огромный материал из старинных предметов. Из года в год Татьяной Александровной готовились по два десятка школьников-экскурсоводов, и они со знанием дела, ибо сами ходили в те самые экспедиции, рассказывали посетителям о тех или иных артефактах… В 1988 году Ясеновскую пригласили на ВДНХ в Москву, где были представлены экспонаты музея. Татьяну Александровну наградили серебряной медалью ВДНХ и премией в 150 рублей. И с какой-же болью Татьяна Ясеновская повествовала мне о том, что в «рыночные годы» руководство школы недрогнувшей рукою «подписало приговор» уникальному музею, ради очередной «реконструкции», освобождая от уникальных находок дефицитные квадратные метры площади! Многие уникальные музейные экспонаты были попросту выброшены на улицу!

Выйдя на пенсию, по семейным обстоятельствам Татьяна Александровна вернулась из Ленинграда на родную Гдовщину. Ей надо было ухаживать за 90-летней мамой и братом. Но ещё 10 лет (!) до начала XXI века она ездила из Гдова в ту самую 88-ю петербургскую школу, продолжая вести там кружок юных туристов в режиме: 8 часов на подготовку к очередному увлекательному 8-часовому походу, а затем — сам поход!

Невозможно рассказать о всех находках, или ярких приключениях, пережитых самой Татьяной Александровной и её учениками на уроках, в походах и экскурсиях по родному краю. Важно иное: Татьяна Ясеновская, как, бесспорно, талантливый педагог, смогла не только «преподать предмет» своим ученикам, пусть даже такой интересный, как школьный курс географии, но и научила людей любить свою Родину, отчий край. Вот всего несколько примеров. В 1982 году её ученик- десятиклассник Кирилл Мелеков, выступая на всесоюзной конференции юных географов с докладом «Жизнь, быт, фольклор вепсов» получил диплом I степени. Впоследствии закончил геофак Ленинградского университета. В 1985 году в Ереване ученица Ольга Бойздренко получает диплом I степени за доклад «Проблема малых рек ленинградской области». Закончила геофак института им. Герцена. В 1988 году в Риге обладателем Диплома I степени стала Людмила Котомкина, представив доклад «Проблема малых деревень Ленинградской области». Тоже стала впоследствии выпускницей геофака института им. Герцена.

А сама Татьяна Александровна с гордостью вспоминает, как в 1986 году была приглашена на конференцию лучших географов СССР в Новый Афон, где с успехом выступила с докладом на тему создания в школе краеведческого музея Ленинградской области и его работе.

Несмотря на возраст, она и сегодня не живёт «пенсионерской» тихой жизнью. Как малолетняя узница она часто выступает с воспоминаниями и напутствиями на встречах с молодёжью. И из её уст слова о патриотизме, о любви к своей малой Родине звучат по-особому убедительно. О её интересе к жизни можно судить хотя бы по стихам, где Татьяна Александровна в поэтических образах не только вспоминает минувшее, но и размышляет о настоящем и будущем…

Говорить правильные слова у нас наловчились многие. А вот с конкретными делами — на общее благо — положение сложнее. Но всё же есть и тут у нас положительные примеры. И жизнь Татьяны Александровны Ясеновской — лучшее тому подтверждение.

Михаил Велецкий

Комментарии к статье УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА!

    Добавить комментарий

^ Наверх