ОБРУЧЕНИЕ С РОССИЕЙ
14.09.2018 Без рубрики комментарии (0) просмотры 51

бюстДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ЦАРЯ-ОСВОБОДИТЕЛЯ

АЛЕКСАНДРА II НИКОЛАЕВИЧА

(Продолжение. Начало читайте в №34 от 24 августа 2018 г.)

В двенадцать лет, в связи с отречением французского Короля Карла X от престола в страхе перед революцией, будущий Александр Второй получает от отца такое наставление: «Сын мой! Будет время, когда ты заменишь меня на престоле Петра I, Александра I. Тогда ты должен будешь выполнять высокие обязанности свои, как Отец и Государь своих подданных, всего себя посвящая доставлению им благополучия, общего благосостояния и славы Отечеству... Помни всегда, что Государь в своём высоком сане, получив от Провидения скипетр и меч, не должен никогда убегать от возмущения... Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но... на ступенях трона...». Николай Павлович сделал всё, чтобы его «любезный Саша» ощущал себя частью семьи, в которой царят любовь и единодушие. Но отцом был строгим. Был уверен, что главным в развитии Цесаревича (Александр командовал ротой в одиннадцать лет, взводом — в четырнадцать) должно стать серьёзное обучение военным наукам, что мальчик должен учиться быть «военным в душе» — «я хочу, чтобы он знал, что я буду непреклонен, если замечу в нём нерадивость по этим предметам».

В то же время, суровый и властный монарх считал, что наследник его «не должен рано отказываться от счастливого своего детского возраста», что будущий «государь тоже человек, как и все», что задача его обучения заключается «не в исключительных успехах по каким- нибудь наукам, а в общем развитии и образовании ума деятельного, светлого и многообъятного». Такой просвещённый взгляд монарха определил выбор программы обучения, воспитателя, наставника и всего штата учителей для наследника престола.

По мысли Жуковского, «его высочеству нужно быть не учёным, а просвещённым». Девизом обучения было «многообъемлющее знание, соединенной с нравственностью». Программа, по которой учился будущий Император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещённым, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами. Разработанный Жуковским «План учения», рассчитанный на двенадцать лет, ставил целью «образование для добродетели» и включал в себя русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, закон Божий, французский, немецкий, английский и польский языки. Также Александр должен был прилежно заниматься рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, ручной работой и развитием искусства декламации. Наследник обучался токарному и слесарному делу, для чего были приобретены необходимые станки и приходили специальные мастера. Николай Первый одобрил этот план, впоследствии всегда присутствовал на экзаменах сына.

Помимо Жуковского и Мердера преподавателями Александра Николаевича были: учителем Закона Божия и Священной истории — профессор богословия, основоположник русской библейско- исторической школы, филолог протоиерей Герасим Павский, русскую словесность преподавал известный поэт и критик, профессор русской словесности с 1832 года, редактор и издатель «Современника» (1838-1846) П.А. Плетнев, математику — академик Коллинз, правоведение — составитель Свода Законов Российской Империи граф М.М. Сперанский, статистику и историю — один из создателей российской системы статистики, географ и историк, будущий академик К.И. Арсеньев, финансы — министр финансов, писатель, участник Отечественной войны 1812 года граф Е.Ф. Канкрин, внешнюю политику— советник Министерства иностранных дел барон Ф.И. Брунов, естественную историю — известный ботаник, академик К.Б. Триниус. Если первым военным инструктором Александра Николаевича стал К.К. Мердер, то основательно военное дело юноше преподавал известный военный теоретик барон А. Жомини, в прошлом начальник штаба маршала Нея.

Расписание ежедневных занятий было более чем насыщенным. По воле Государя, вместе с наследником полный курс обучения должны были проходить два его сверстника: граф Иосиф Виельгорский и Александр Паткуль. Дети вставали в 6 часов утра, совершали утреннюю молитву, завтракали и готовились к занятиям. Уроки начинались в 7 часов и заканчивались в 12, с промежутком с 9 до 10 для отдыха. После двухчасовой прогулки, в 2 часа дня обедали, затем до 5 часов снова занимались в классах, от 7 до 8 вечера — гимнастика и разные игры. В 8 часов подавался ужин. Вечер посвящался обозрению истекшего дня и писанию дневников. В 10 часов ложились спать. В воскресные и праздничные дни часы учения посвящались частью назидательному чтению, частью ручной работе и гимнастическим упражнениям. В первых числах июня начинались полугодовые, а в январе — годовые экзамены. Досуг был построен так, что продолжал процесс обучения. Если в первые годы обучения длящиеся шесть недель летние каникулы посвящались прогулкам, чтению, купанию, рыбной ловле и другим развлечениям, то по мере взросления каникулы занимались практикой военного дела, неотъемлемой частью жизни будущего монарха. Дневник наследника пестрит свидетельствами душевного расположения подростка к военным забавам, к всевозможной военной атрибутике, к военным делам взрослых. Ещё в достаточно раннем детстве он любил играть в солдатиков и выстраивать свою игрушечную армию, любил встречаться с кадетами и приглашать их в гости, любил облачаться в различные военные мундиры, которых имел множество (и не только российской армии, но и иностранных держав). Уже восьмилетним мальчиком в церемониальном марше он мог лихо проскакать пол фланга кавалерийской колонны, в 11 лет командовал ротой. Наследник любил Марсово поле, с удовольствием участвовал в парадах, вызывая восторг окружающих и неумолчные крики «ура». С 1832 года лето проводилось в обычных упражнениях в кадетском лагере в Петергофе и на красносельских манёврах, где четырнадцатилетний Великий Князь в первый раз командовал взводом за офицера во время учений 1-го кадетского корпуса, в строю которого продолжал быть за унтер-офицера.

Из бойкого в военной игре подростка постепенно выходил молодцеватый, ловкий офицер. Юному Александру Николаевичу все-таки очень повезло. В его жизни было главное — любовь. Сердечность, любовь и доброжелательность к людям, привязанность к родителям, «бесценным» Мама и Папа (как он их называл), к сестрицам и братьям, к товарищам по учёбе и играм, к друзьям были очевидны, несомненны для всех окружающих. И, конечно же, Александр Николаевич искренне любил тех, кто его воспитывал. Ещё совсем ребёнком, едва научившись писать, он вывел в тетрадке: «Люблю Мердера моего». И это отношение к воспитателям не изменилось за много лет. Он не сомневался в их правоте, знал, что должен преодолеть те качества, которые им не нравятся, — это его обязанность. Быть наследником Престола — тоже обязанность.

Николай I рано стал говорить сыну о его предназначении, которое в беседах и в переписке называлось словом «обязанность». Восьмилетнему мальчику отец внушает, что «жить он должен для других». Накануне исполнения девяти лет, 16 апреля 1827 г., дарит портрет Петра Великого с пожеланием «быть ему подобным». 1 января 1828 г. наследник престола запишет в дневнике: «Г(осподин) Жуковский подарил мне картину, представляющую отрочество Александра Невского. Желал бы следовать его примеру». 23 января 1829 г. запись: «Папа мне сказал, что мне надо постоянно исполнять обязанность мою».

(Продолжение следует.)

Уважаемые гдовичи и гости города! Вероятно, вы уже увидели, что на здании Гдовского краеведческого музея появился новый информационный банер, на котором размещена информация о ведущихся работах по восстановлению в парке-крепости памятника Александру II.

Напомним, что в 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения Императора Александра Николаевича Романова. 8 ноября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, являющегося небесным покровителем города Гдова, планируется открыть воссозданный бюст Царю-освободителю, принявшему непосредственное участие в деле сохранения Гдовской крепости от полного разрушения.

На данный момент мы продолжаем сбор средств. В этом нам помогает Псковский Благотворительный фонд «Добрый город». Теперь мы имеем возможность собирать деньги наличными — в прозрачный контейнер, который находится в музее. Безналичные средства можно перечислять как на счёт Фёдоровой О.И. (Сбербанк 4276 5500 2946 4289), так и на счёт Благотворительного Фонда «Добрый город» — отделение №8630 ОАО «Сбербанка России» г. Псков, проспект Октябрьский, 23/25 р/с: 40703810251000000023 к/с: 30101810300000000602

Пометка «На памятник в Гдове» обязательна в обоих случаях.

Комментарии к статье ОБРУЧЕНИЕ С РОССИЕЙ

    Добавить комментарий

^ Наверх