Дети блокадного Ленинграда
27.01.2012 Без рубрики комментарии (0) просмотры 4334

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец в 1944 году. За это страшное время лишений погибло, по разным данным, до 1,5 миллиона человек. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В захватнических планах врага большое место отводилось взятию Ленинграда, так как он занимал важное стратегическое значение, и захват этого города нанёс бы тяжёлый экономический и моральный удар. С первых дней войны всё население мобилизовалось на защиту города. Вокруг Ленинграда и внутри него создавались оборонительные сооружения. В подвальных помещениях оборудовались бомбоубежища. Стали образовываться народные ополчения, куда записывались рабочие, служащие, студенты, учащиеся старших классов. К осени армия народного ополчения составляла 10 дивизий. Было создано 7 партизанских полков. Велись ожесточённые бои на подступах к Ленинграду. Вместе с бойцами действующей армии шли бойцы народного ополчения. От обороны дивизии переходили в контрнаступления. Этими ударами был сорван план фашистов взять город штурмом. Фюрер решил стереть Ленинград с лица земли. Фашисты уничтожали памятники мировой культуры, школы, заводы, детские сады… В конце июня началась эвакуация детей. Их вывозили из города водным транспортом по Ладоге, а с 22 января по 15 апреля — по льду. С начала войны до 1 апреля 1943 года из Ленинграда было вывезено в тыл 1743029 человек, в том числе 414148 детей. К январю 1943 года в Ленинграде оставалась 637 тысяч жителей, в том числе 27755 школьников. В 1941 году учебный год начался с ноября. Из 201 тысячи учащихся к занятиям приступили лишь 90152 ученика. Многие по состоянию здоровья не могли посещать школу. В 8-10 классах было введено военное обучение, в программе которого физическая подготовка, строевые занятия, санитарное дело... В классах было очень холодно. Ученики сидели одетыми, в перчатках. Чернила замерзали, их приходилось отогревать руками или у печки. Частые бомбардировки вражеской авиации заставляли учащихся спускаться в бомбоубежище, где продолжались уроки. Голодные, холодные, еле волочащие ноги, преодолевая сугробы, ученики шли в школу. Посещаемость падала — от голода, болезней дети умирали. Из-за нехватки дров стали закрываться школы. Ребятам приходилось объединяться, так как не во всех классах были печки да и педагогов не хватало. Учащиеся были свидетелями учительского подвига, их непреклонной воли к завершению трудного учебного года, стремлению дать знания. В итоге результаты экзаменов были отличные, хотя требования к школьникам предъявлялись высокие, без скидки на трудности занятий. 3 июля во Дворце пионеров проходил вечер выпускников. Каждому ученику вместе с аттестатом была вручена книга с памятной надписью: «Окончившему полный курс школы в Ленинграде в 1941- 42 году в годы Великой Отечественной войны и блокады». Сразу же после окончания учебного года школьники вместе со своими учителями отправлялись на полевые работы в колхозы и подсобные хозяйства. Писатель Александр Фадеев писал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». Работал Дворец пионеров, велась кружковая работа. Дворец организовал 46 выездов концертных бригад в воинские части, госпитали и школы. Организовывались пионерские дружины. Пионеры и старшеклассники принимали участие в строительстве оборонительных сооружений. Из школьников создавались специальные отряды. Школьная группа «Колпино» в составе 35 учителей и 276 учеников, работая по 12-14 часов, выполнила задание командования, создав укрепления протяжённостью 1,2 км. Таких примеров много. Был объявлен сбор тёплых вещей для фронта, и здесь школьники не отставали. Собирали цветной и чёрный металл, а также бутылки, которые заполненные специальной смесью были грозой для немецких танков. Школьники выполняли роль связных, работали на почте. Разбирали завалы, спасая людей. Широкое распространение получило тимуровское движение. Тимуровцы ухаживали за больными в госпиталях. Они обходили квартиры, помогали совсем ослабевшим жителям. Дети также расчищали дворы, улицы от льда и снега… И всё это делалось после уроков — занятия в школах шли своим чередом. Школьники уходили на фронт, в партизанские отряды, где проявляли смелость и отвагу. Они становились к станкам на заводах. Подростки 13-14 лет работали наравне со взрослыми. Осваивали сложные профессии инструментальщиков, фрезеровщиков, изготавливали пулемёты. К концу блокады на некоторых предприятиях большинство было молодёжи. Открывались многочисленные школы ФЗО и ремесленные училища. С наступлением весны город был превращён в огород. Все газоны, парки были засеяны и засажены. И опять везде работали школьники. Благодаря этому следующая зима была уже легче. В 1962 году в центре Ленинграда, в Таврическом парке, открыт мемориал юным героям, погибшим на войне. Медалями «За оборону Ленинграда» были награждены 15249 пионеров и школьников. В 14 лет им выдали медали и только в 16 лет — паспорта.

Всё время хотелось есть Из воспоминаний Виктора Николаевича Николаева, дер. Лунёвщина Береговая: —Перед войной и в самом начале мы жили в общежитии около больницы Веры Слуцкой на 2-й линии Васильевского острова. Когда началась война, мама с тётей поехала в Новгородскую область за бабушкой, папиной мамой, чтобы привезти её в Ленинград. Когда они возвращались обратно, дорога уже была перекрыта немцами. Маму с бабушкой эвакуировали в Липецк, где они и прожили всю войну. Папа ушёл на фронт, и вскоре мы получили известие о его гибели. Я остался с бабушкой и тремя тётями. Теперь мы уже жили на 3-й линии Васильевского острова в квартире на четвёртом этаже, откуда хорошо просматривался двор больницы. Однажды я посмотрел в окно и увидел сложенные там штабелями трупы людей… Недалеко находился завод Козицкого, который выпускал военную продукцию. Его часто бомбили. Во время бомбёжки и артобстрелов все жители дежурили на чердаках и крышах. Мои тёти тоже дежурили, и я всегда был с ними. Тоже тушил зажигательные бомбы (на чердаке всегда были песок и вода). Я не помню, чем меня кормили, помню только, что всё время хотелось есть и было очень холодно. Дедушка с первых дней войны ушёл добровольцем на фронт и оказался на Ораниенбаумском пятачке. Работал поваром, как- то с оказией прислал нам гороха, и мы сварили гороховую кашу. До сих пор ощущаю вкус и запах этой каши. Не забыть такой случай. Как- то зимой я гулял во дворе. Ко мне подошла женщина, взяла меня за руку и повела на ёлку в больнице Веры Слуцкой. Нас там напоили чаем с бутербродами, а с собой дали мандарины и конфеты. В 1944 году, после снятия блокады, в городе открыли столовые, где кормили детей по специальным талонам. Бабушка водила туда меня обедать. А ещё я запомнил, как в 32- й женской школе был госпиталь, а во дворе находились овцы, лошади, свиньи. Я любил через решётку забора наблюдать за ними. И ещё вспоминаю салют по случаю полного снятия блокады. Это было очень красиво.

Комментарии к статье Дети блокадного Ленинграда

    Добавить комментарий

^ Наверх